История создания и развития ракетно-космической техники. Украина и украинцы в ней. / ПЕРВЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ О ВСЕЛЕННОЙ

ПЕРВЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ О ВСЕЛЕННОЙ

Часть 1. Ранние упоминания о небе и Космосе

Еще задолго до нашей эры у людей появились мысли о постижении неба, желание на него полететь. Основатель школы жрецов в Египте Гермес говорил, что небо – это создание природы, а не какого-то Бога. Представить, увидеть Бога невозможно, ибо Бог – это и есть сама природа.
Мало кто знает о том, что от имени Гермеса пошло понятие герметичности, или непроницаемости, которое широко используется в технике. Известно, что учение Моисея было создано за много лет до новой эры, но держалось в глубокой тайне. Существует предположение, что Иисус выдал эту тайну, то есть нарушил герметичность, за что и был наказан. О его воскресении спорят ученые и философы до сего времени. На самом деле такой человек существовал, но это не наша тема.
Великий Пифагор был жрецом наивысшего четвертого уровня и одновременно великим математиком, основателем первой математической школы. Но эта школа, как и все школы жрецов, была закрытой. Ученым запрещалось выдавать секреты науки потому, что знания в то время были привилегией отдельных людей. Так продолжалось до эпохи Возрождения, поэтому небо для большинства людей оставалось загадкой.
Эпикур говорил, что боги познаны только разумом и никакого отношения к человеческой жизни не имеют. Древнегреческий философ Демокрит создал гигантскую модель вечного и бесконечного Космоса, начало которого “суть атомы и пустота”. Мир нескончаемый и неподвластный возникновению и исчезновению. Ничто не возникает из ничего и не исчезает. Атомы бесконечных размеров в бесконечном количестве вихрем несутся в мире и этим порождают все сложное. Аристотель, в отличие от Демокрита, утверждал беспрерывность материи. Церковь почти полторы тысячи лет запрещала следовать идеям Аристотеля, что нанесло большой ущерб развитию науки, в том числе и науке о небе.
Интересно отметить, что полеты на небо в легендах приписывали знаменитым людям. Существовала легенда о том, что вавилонский царь Этан летал на орле. Александр Македонский якобы летал на грифоне, птице с туловищем льва и с крыльями орла. Сын Аполлона – Фаэтон летал на небесной колеснице, но не смог удержать коней, упал и разбился.
В “Божественной комедии” А. Данте изобразил Германа – чудовище, олицетворяющее обман и вранье. Автор садился на спину Германа и с успехом совершал полет над адской бездной, сравнивая летящего Германа то с челном, то с угрем, то с соколом. Данте упоминает и Фаэтона, который не смог удержать колесницу своего отца, и Икара, чьи крылья растопило Солнце, когда он приблизился к нему. Отметим главное – задолго до появления воздухоплавания автор “Божественной комедии” с удивительной точностью описал стремление человека к полету. Данте считал, что мир – это единое тело, в котором проявляется первый двигатель. Среднее положение занимает Солнце, которое ведет и управляет другими светилами. Космос у Данте тоже не бесконечность, это пространство, замыкающаяся в себе. Против воззрений Данте выступила церковь, признав его еретиком. По церковным канонам небесные тела не что иное, как органы мирового Разума – силы, которая движет всем миром.
Удивительно, что о девяти небесах Луне, Меркурии, Венере и других телах – планетах Солнечной системы писал еще греко-сирийский философ Псевдо-Дионисий приблизительно в IV-VI столетиях. Полет к Луне на корабле, унесенном бурей, а также на крыльях описал Лукиан Самосатский во ІІ веке до н. э.
Помимо птиц, лошадей, искусственных крыльев, ураганов и извержений вулканов, для полета в небесные дали фантазия людей особенно широко использовала мистические силы.
Более 300 лет назад появились первые сочинения, в которых упоминались машинные способы полета. Французский писатель Сирано де Бержерак в книге “Путешествие на Луну” (1649 г.) впервые представил полет с помощью последовательно срабатывающих пороховых ракет. Его соотечественник Ашиль Эро в романе “Путешествия на Венеру” (1865 г.) описал используемый ракетный аппарат, а Жюль Верн в известной серии романов “С Земли на Луну” (1865 г.) и “Вокруг Луны” (1870 г.) отправляет своих героев на Луну на пушечном ядре, снабженном ракетными двигателями для коррекции траектории. Создание обитаемого искусственного спутника Земли и использование отраженного солнечного света описано в произведении американского писателя Э. Хейла “Кирпичная Луна” (1869-1870 г.г.). Давление солнечного света, отраженного неподвижным большим экраном на корабль, обеспечило полет с Луны на Венеру и Меркурий героям произведения “Необыкновенные приключения русского ученого” Ж. Ле-Фора и А. Графиньи. Русский писатель А. Богданов в сочинении “Красная звезда” (1908 г.) для полета на Марс выбрал “минус-материю” в сочетании с реактивным двигателем, использующим энергию атомного распада вещества. Наш соотечественник Б. Красногорский в романе “По волнам эфира” (1913 г.) повествует о полете на Луну на космическом корабле, снабженном большим экраном для использования давления солнечного света в качестве движущей силы. Американские писатели А. Терн и Р. Вуд в романе “Вторая Луна” (1917 г.) описывают “ракетный двигатель на ядерной энергии”. Как видим, рассказы людей о полетах в небо были чрезвычайно разнообразны, они отражали их стремление человека достигнуть Космоса.
Однако фантазии романистов опережали действительность. Развитие науки и техники отвергло возможность использовать для полета ввысь живую тяговую силу. Была установлена ограниченная протяженность атмосферы, а поэтому непригодность воздухоплавания и авиационных средств для полета в космическом пространстве. Наука определила недостаточную эффективность пара как движущего средства для космических кораблей и неприменимость для этой цели пушек. Отвергнуты наукой оказались использованные авторами фантастических романов вулканические извержения для метания снаряда с пассажирами, захват части Земли кометой и путешествие на ней, использование мощных магнитов, пружин, центробежных машин, концентрированной психической энергии, излучаемой человеческим мозгом. Гравитационные экраны “минус-материи”, отталкиваемой Землей, тела, прозрачные для поля тяготения и потому ему не подверженные, широко используемые фантастами как средство полета в Космос, были пока недоступны и просто непонятны. Ведь мы до сих пор ничего не знаем о природе силы, которая притягивает нас к Земле и которую мы должны преодолеть, чтоб выйти в космическое пространство.
Что же касается идеи полета человека в межпланетное пространство с помощью ракет, впервые освещенной во французской литературе середины XVII века и повторно в середине ХІХ века, то она оказалась не только правильной, но и единственно реальной и доступной нам на данном этапе развития науки и техники. Прямое световое давление, использование которого впервые было предложено Красногорским, применяется в космосе для получения электроэнергии с помощью солнечных фотопреобразователей. 
Пороховая ракета была известна много сотен лет назад сначала в Китае, затем в Индии и Европе. Применялась она как боевое средство, при устройстве фейерверков.
Идея полета человека на ракете впервые пришла к нам в виде легенды о попытке китайского мандарина Ван Гу, предпринятой им примерно в 1500 году и закончившейся гибелью героя вследствие взрыва на старте 47 пороховых ракет, установленных на летательном аппарате.