История создания и развития ракетно-космической техники. Украина и украинцы в ней. / ЖЕНСКИЕ ТРОПИНКИ В КОСМОСЕ

ЖЕНСКИЕ ТРОПИНКИ В КОСМОСЕ

Женщины-космонавты разных стран мира, к 50-летию полета Валентины Терешковой

 

ЖЕНЩИНЫ В КОСМОСЕ

 

 

Официально история «женского» космоса началась 30 декабря 1961 года, когда Президиум ЦК КПСС согласился с ходатайством Генштаба и своим решением №10/XIX разрешил набрать еще 60 слушателей-космонавтов, в том числе 5 женщин.

 

В 1962 году был объявлен первый набор женщин в отряд космонавтов. Из 800 кандидаток медицинскую комиссию прошли только 30, а в отряд зачислили пятерых – Валентину Терешкову, Жанну Еркину, Татьяну Кузнецову, Ирину Соловьеву и Валентину Пономареву. В Космосе довелось побывать только Валентине Терешковой.

 

Первый женский набор был расформирован в октябре 1969 г. Осталась только Валентина Терешкова – она пробыла в отряде до 1997 г. и ушла в запас в звании генерал-майора. С тех пор в отряд космонавтов ЦПК женщины не зачислялись. Для полетов на орбитальных станциях в отряды космонавтов РКК "Энергия"  было зачислено восемь женщин, но лишь двум из них – Светлане Савицкой и Елене Кондаков ой – посчастливилось слетать в космос.

Итак, первые девушки…

Девушки в отряде были в возрасте 20-25 лет. На первой же встрече Сергей Павлович Королев сказал: «Вам придется сделать выбор – либо готовиться к полетам в космос, либо выходить замуж и рожать детей. Если кто-то из вас выберет семью, никаких препятствий и санкций не будет – мы тут же выполним все необходимые формальности по отчислению из отряда космонавтов».

Из воспоминаний Валентины Пономаревой: «Подготовка к полету давалась нелегко. Особенно тренировки на центрифуге, в которой вес человека увеличивается в 10 раз, и в термокамере, где мы находились в полном обмундировании и унтах при температуре 80 градусов по Цельсию. Бывало, что сердце буквально останавливалось». Тренировки в невесомости проходили на МиГ-15. Ввнутри самолёта устанавливалась невесомость на 40 секунд, и таких сеансов было 3—4 за полёт. Во время каждого сеанса надо было выполнить очередное задание: написать имя и фамилию, попробовать поесть, поговорить по рации.

Особое внимание уделялось парашютной подготовке, так как космонавт перед самой посадкой катапультировался и приземлялся отдельно на парашюте. Поскольку всегда существовал риск приводнения спускаемого аппарата, проводились и тренировки по парашютным прыжкам в море, в технологическом, то есть не пригнанном по размеру, скафандре.

Первые девушки, которых набирали в отряд космонавтов, прошли страшные медицинские обследования, это просто были какие-то жестокие испытания, старались найти любой дефект, но не находили. Старожилы, первый отряд космонавтов, стали называть их «космические амазонки». Но Юрию Гагарину это не нравилось, и однажды он сказал: «Это мои березки». И вот с тех пор всех девушек называли «космическими березками».

Как вспоминает В.Терешкова, космодром Байконур с его стартовой площадкой и величественное зрелище старта космической ракеты-гиганта она впервые увидела в дни полета Андриана Николаева и Павла Поповича летом 1962 года. Перед глазами открылась потрясающая, грандиозная картина, которую раньше она представляла лишь по рассказам. Пожалуй, уже тогда Валя ощутила близость своего старта. И вот, казалось, прошло совсем немного времени, и над планетой прозвучал ее позывной: Земля, я – «Чайка»!.. Фраза, которую она произнесла перед стартом: «Эй! Небо, сними шляпу!» 

Интересно, что у мужчин-космонавтов всегда был один дублер, а у Терешковой – сразу два: Пономарева и Соловьева. В протоколе Государственной комиссии было записано, что такое решение принято потому, что женский организм переносит нагрузки хуже мужского. 16 июня 1963 года на стартовую площадку в скафандрах прибыли двое – Терешкова и Соловьева. Когда перед этим на Ирину надевали скафандр, порвалась гермооблочка в районе шеи. Пришлось срочно менять его на скафандр Пономаревой. Если бы порвался скафандр Терешковой, его из-за разницы в росте заменить было бы нечем, и тогда первой в мире женщиной - космонавтом могла бы стать Ирина Соловьева...

 

 Валентина Терешкова стала первой в мире женщиной-космонавтом. 16-19 июня 1963 года она совершила космический полет в качестве пилота космического корабля «Восток-6;. Запуск Востока-6 был осуществлен в период нахождения на орбите Востока-5, пилотируемого космонавтом В.Ф. Быковским. Это был звездный час. Вернее, 71  час наедине со звездами и 48        оборотов вокруг Земли. Первая Чайка советской космонавтики именно такой позывной придумал для Терешковой Сергей Павлович Королев.

Но мало кто знал главную тайну того полета: Терешкова могла навсегда   остаться на орбите, если бы Юрий Гагарин и Сергей Королев не помогли ей с   Земли перепрограммировать корабль «Восток-6». Вспоминает Валентина  Терешкова: «Тайна, которую я хранила 30  лет. Вместо того, чтобы приземлиться и осуществить систему спуска на Землю, программа была заложена так, что орбита поднималась, и я вместо Земли улетала туда». Несмотря на тошноту и физический дискомфорт, она выдержала 48 оборотов вокруг Земли и провела почти трое суток в космосе, где вела бортовой журнал и делала фотографии горизонта, которые позже были использованы для обнаружения аэрозольных слоёв в атмосфере. Спускаемый аппарат «Востока-6» благополучно приземлился в Баевском районе Алтайского края.

Именем Терешковой названы кратер на Луне и малая планета. Бронзовый бюст первой космической леди установлен в городе-герое Москве на Аллее героев космоса. В 2000 году Британская ассоциация «Ежегодная ассамблея женщин» присудила ей почетный титул «Величайшая женщина ХХ столетия». Самой первой в мире женщине-космонавту — Валентине Терешковой — исполнилось  в 2007 году 70  лет. Валентина Терешкова мечтает об экспедиции на Марс. Она много лет изучала загадочную красную планету и очень хотела там побывать. Марс – «удивительная, загадочная Красная планета, о которой мы с Сергеем Павловичем Королевым мечтали несколько десятилетий назад».

 

После полета Терешковой долгих 19 лет женщин не включали в космические экипажи. Потом дважды летала Светлана Савицкая:

 

Светлана Савицкая: Космонавт России, дочь дважды Героя Советского Союза маршала авиации Евгения Яковлевича Савицкого. После окончания средней школы поступила в институт и одновременно садится за штурвал самолета. Освоила следующие типы самолетов: МиГ-15, МиГ-17, Е-33, Е-66Б. Занималась парашютной подготовкой. Установила 3 мировых рекорда в групповых прыжках с парашютом из стратосферы и 15 мировых рекордов на реактивных самолетах. Абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу на поршневых самолетах (1970 г.). За свои спортивные достижения в 1970 году была удостоена звания заслуженный мастер спорта СССР. В 1971 году окончила Центральную летно-техническую школу.

Жизнь Савицкой, можно сказать, соткана из парадоксальных контрастов. Она росла в семье выдающегося летчика и решила стать космонавтом. Решение было принято еще в школьные годы, но нужно было выбрать путь для достижения цели.

Путь в космос пролегал через авиацию. Светлане приходилось на каждом шагу доказывать, что она и сама многое может. Кому-то, возможно, простили бы даже серьезный промах, но ей поставили бы в вину даже небольшую ошибку.

Выдающийся конструктор Валентин Петрович Глушко, ставший после С.П. Королева руководителем космических программ, помог Светлане в 1980 году войти в отряд, когда там была сформирована группа женщин-космонавтов. И в августе 1982 года по его настоянию Светлана Савицкая как космонавт-исследователь на корабле «Союз Т-7» прилетела на орбитальную станцию «Салют» и провела там больше 7 суток. Позывной: «Днепр-3». Казалось бы, мечта осуществилась, можно немного передохнуть. Но уже в первом полете Светлана присматривалась к космонавтам, выходящим в открытый космос, мысленно примеряла их скафандры. У нее уже была другая цель, которую она достигла: через два года после первого полета Савицкая снова появится на орбитальной станции «Салют-7» в качестве бортинженера корабля «Союз-12» и установит рекорд пребывания женщины в открытом космосе  — 3 часа 35 минут.

 

После Савицкой для российских женщин-космонавтов снова наступил длительный перерыв – на 12 лет. Потом полетела Елена Кондакова. Она летала дважды – на орбитальную станцию «Мир» и на американском «Шаттле», и налетала, в общей сложности, 179 суток. А у американцев, тем временем, число женщин-астронавтов перевалило за 20, причем одна из них была командиром корабля.

 

Елена Кондакова: порядковый номер – 320 (80), количество полетов – 2, продолжительность полетов – 178 суток 10 часов 42 минуты 23 секунды. Статус - космонавт НПО «Энергия», 10-й набор. 26-я женщина-космонавт мира. После окончания Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана работала инженером НПО «Энергия». В 1989 была отобрана как кандидат в космонавты предприятием «Энергия2 и в марте 1990 окончила курс общей космической подготовки в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина с присвоением ей квалификации «космонавт-исследователь».

 

С 4 октября 1994 по 22 марта 1995 года в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ-20» и ОК «Мир» по программе 17-й основной экспедиции стартовала вместе с космонавтами А. Викторенко и У. Мербольдом. Посадку совершила вместе с А.Викторенко и В.Поляковым. Позывной: «Витязь-2». Продолжительность полета составила 169 суток 05 часов 21 минута 35 секунд.

С 21 августа 1996 по май 1997 года проходила подготовку к полету на шаттле Atlantis STS-84 в Космическом центре им. Джонсона в США. С 15 по 24 мая 1997 года в качестве специалиста полета в экипаже шаттла Atlantis STS-84 по программе шестой стыковки с ОК «Мир». Продолжительность полета составила 9 суток 5 часов 20 минут 48 секунд

 

Сейчас вопрос участия представительниц слабого пола в космических полетах уже не обсуждается. Естественно, в Институте медико-биологических проблем все годы, пока существует космонавтика, ставились те или иные эксперименты, связанные с поведением женщин в космосе. Как известно, в институте моделируются длительные космические полеты, и несколько таких экспериментов было проведено. В таких наземных полетах участвовали и женщины. Несколько раз перед мужчинами, которые были задействованы в этом эксперименте, была поставлена задача - всеми способами вывести женщин из себя, доказать, что они не годятся для космоса. И один такой эксперимент продолжался полгода, в конце концов, выяснилось, что психика сдала у мужчин, а женщина-экспериментатор с честью вышла из этого испытания, более того, успокаивала мужчин. Неслучайно сейчас появилось очень много научных работ, где доказывается, что идеальный экипаж тот, в котором обязательно присутствует женщина. Плохо, когда экипаж состоит только из мужчин. Работа в космосе – серьезная, нудная и тяжелая. А если в мужском экипаже появляется женщина, то сглаживаются острые углы, не возникает скандалов, не возникает неприязни. Наличие женщин в составе экипажа повышает его надежность, ведь женская психика более устойчива к неблагоприятным воздействиям; женщины более терпеливы, в большей степени способны к длительной монотонной работе, более чувствительны к отклонениям от нормы в любой сфере жизни, у них развита интуиция, что позволит раньше почувствовать опасность. Кроме того, присутствие женщин поможет создать благоприятный психологический климат на космическом корабле.

В общем, ясно, что в будущих экспедициях женщины займут такое же место, как они занимают в нашей жизни на Земле.

Женщины летали, летают, и будут летать, несмотря на все препоны и рогатки: такова динамика развития любой профессии.

 

Так всегда и было – новую профессию осваивают мужчины, и она остается чисто мужской какое-то время, иногда длительное.

 

А потом в нее начинают "проникать" женщины.

 

А новая тропинка в Космосе может быть и твоей…