Сѣго Дня 16 мая (3 мая) 1963, 1913 и 1813 гг.

 

16 мая 1963 года

Рига

   16 мая.

Провел совещание в Институте авиационной и космической медицины. Все высказались за то, что эксперимент с Быковским продолжать на третьи сутки не имеет смысла. Наблюдал Быковского в корабле и поговорил с ним по телефону вид и самочувствие Быковского нормальные. Специалисты разбираются в причинах отказа микрофона и ларингов. Волынова поместили в тепловой макет корабля на трое суток. Оба они еще пройдут тренировку по пользованию АСУ. Разобрал ряд вопросов по взаимоотношениям между ЦПК и ИАКМ, а также вопросы подготовки к предстоящему пуску. Яздовского больше всего беспокоило то, чтобы Центр не имел поползновений на роль руководителя медико-биологической подготовки полета. Я при всех успокоил его, сказав, что институт будет, как и раньше, организовывать и отвечать за весь комплекс мероприятий и подготовку космонавтов по медицинской части.

Вчера в 16:03 по московскому времени Гордон Купер был выведен на орбиту. Прошло уже 22 часа, как начался его полет, и, по-видимому, он проходит успешно. Наши газеты и радио скупо сообщают о полете Купера. Если Купер выдержит 22 витка и благополучно вернется на Землю, это будет большим его личным успехом и громадным достижением США. Этот полет - новое доказательство того, что Америка "сидит у нас на хвосте", а кое в чем уже и опережает.

http://www.bookol.ru/    



 

http://www.nashkraj.by/

                              

   16 мая 1963 г. 1/128 финала. (1 зона РСФСР, 1/2 финала) "ВОЛГА" (Калинин) - "Спартак" (Ленинград) - 2:0

http://webcache.googleusercontent.com/

 

1963.05.16  События в мире

Нигерийский вождь Энахоро депортирован из Великобритании (7 сентября предан суду в Лагосе; позднее в причастности к этой депортации безуспешно пытались обвинить генерального прокурора Джона Хобсона).

 

  Прерваны индо-пакистанские переговоры по Кашмиру.

 

  На Женевской конференции по Генеральному соглашению о тарифах и торговле начинается «раунд Кеннеди», связанный с идеей уменьшения таможенных пошлин

 http://www.hrono.ru/

16 мая 1963 года, в городе Томске, был открыт детский сад № 11  рассчитанный на 6 групп, 190 детей.   Первым руководителем была  Ажермачева Валентина Михайловна.

 http://ds-11.dou.tomsk.ru/

 

Вручение Ленинских премий деятелям литературы и искусства

Советская культура, 16 мая 1963 г


 

Вручение Ленинских премий деятелям литературы и искусства

За книгу стихов «Избранная лирика» и книги для детей премию получает С.Я. Маршак. Творчество одного из старейших наших поэтов завоевало признание и любовь миллионов читателей всех возрастов. Не одно поколение советских людей с дошкольных лет знает наизусть веселые книжки «дяди» и «дедушки» Маршака, отмеченные великолепным мастерством и особым даром пробуждать любознательность ребенка, направлять ее к вдумчивому познанию жизни. Значительное явление в советской поэзии — лирика Маршака.

С.Я. Маршак горячо поблагодарил партию, правительство, общественность за высокую награду и выразил надежду, что он оправдает присужденную ему почетнейшую премию, носящую имя Ленина, своим творческим трудом.


Ч. Айтматов, С.Я. Маршак, П.Д. Корин, Г.А. Иокубонис после вручения Ленинский премий.

http://s-marshak.ru/

 

16 мая 1963 года на ангарской ТЭЦ-9   были запущены первый котлоагрегат и турбина.

Появление ТЭЦ нефтеперерабатывающего завода в Ангарске, позже получившей имя ТЭЦ-9, пришлось на эпоху больших строек: Ленинградское отделение института «Теплоэнергопроект» разработало проектное задание на строительство ТЭЦ в 1957 году, в июле 1958-го был заложен первый камень, а через год будущая станция была передана в энергосистему «Иркутскэнерго». Пуск первого котлоагрегата и турбины состоялся 16 мая 1963 года. По проекту установленная мощность станции равнялась 300 МВт, выработка электроэнергии – 922,372 тыс. кВт/ч.

 http://www.vsp.ru/

 

"Канашский завод резцов"

Предприятие создано в 1937 году на базе нескольких промколхозов. Сначала это была артель имени Сталина по изготовлению деревянных бочек и обозного инвентаря. В 1960 году из-за нехватки сырья артель перепрофилировалась на выпуск металлических кроватей, гардин и капканов, став кроватной фабрикой. 16 мая 1963 года по постановлению Волго-Вятского совнархоза она становится Канашским заводом резцов.

http://www.inrost.com/

 

16 мая 1963 года состоялось первое исполнение оперетты Т. Н. Хренникова - СТО ЧЕРТЕЙ И ОДНА ДЕВУШКА,  в 3-х действиях и  6-ти картинах.  Либретто Е. Шатуновского.

Т. Н. Хренников

СТО ЧЕРТЕЙ И ОДНА ДЕВУШКА

Д е й с т в у ю щ и е   л и ц а : Варя, практикантка областной газеты (сопрано); Кураев, секретарь редакции (баритон); Апельсинов, артист-иллюзионист (баритон); Шило и Гвоздик, его ассистенты; Матрена, жительница Лукашина (сопрано); Григорий, лесник (баритон); Агафон, чудотворец (бас); Титовна, содержательница молельни; Степанида, ее дочь (сопрано); Пронька, прихлебатель при святом; Егор, лесоруб; Фрося и Дуня — сельские подруги; Рататуева, приезжая из Ленинграда; Феня, вопленица; сектанты, черти, ведьмы, сельская молодежь, старухи, вопленицы, танцоры.

 

Действие происходит в среднерусском областном центре и в селе Лукашино в начале 60-х годов.

 

Спектакль решен в плане комедии с музыкой. В нем отразились такие черты творческого облика композитора, как непосредственность, простота, юмор, свежесть чувства.

Первое действие. П е р в а я   к а р т и н а . Огромное звездное небо. По небу полуночи летит пожилой ангел. Внизу, на грешной земле, стоит кровать, над ней лампада. На постели спит Матрена. Хор звезд исполняет вальс «Лети, лети». Возле спящей Матрены опускается Агафон и, говоря, что она помирает, требует завещать чудотворцу Агафону все деньги. Она отказывается. Тогда Агафон призывает чертей, которые окружают ее и, страшно кривляясь, танцуют бесовский танец. Матрена, проснувшись, убегает. Появляется Пронька с сообщением, что лесник написал о них фельетон. Но Агафон не боится: он уже заготовил клеветническое письмо на Григория. Песня Агафона о клевете («Клевета подобна суду») — шарж на арию дона Базилио из «Севильского цирюльника».

 

В т о р а я   к а р т и н а . Редакция областной газеты. Варя отвечает на письма. Ей приносят письмо Агафона. Дуэт с Кураевым «Пришло опровержение на новый фельетон» — веселые куплеты. Варя просит послать ее на расследование. Кураев боится за нее: дело очень серьезное, там могут даже убить ее. Но Варя не боится. Начинается «Сцена с превращениями»: девушка предстает то в образе старушки, то цыганки, то святоши, то пьяной... Кураев соглашается дать Варе командировку в Лукашино.

 

Т р е т ь я   к а р т и н а . Солнечный осенний день на лесном озере. К одинокой избе-молельне прибегает Матрена с известием, что комсомольцы собираются сломать молельню и разогнать сектантов. Титовна в испуге зовет дочь, велит запирать дом, говорить всем, что в нем — больные тифом.

 

С плавной лирической песней «Раскидал осенний лес» выходят к озеру Степанида, Варя и Дуня. Варя выдаст себя за студентку, записывающую песни. Налетает гроза, девушки разбегаются в разные стороны, а на поляну выходит Григорий. Его песня «Я солнце заместо коня запрягу» — распевный вальс. На голос Григория появляется Степанида, затем Титовна. Старуха пытается заманить лесника в избу, Степанида тихо предупреждает его, чтобы не ходил. Звучит еще один вальс — их дуэт «Вы нисколько меня не жалеете». Молодых людей влечет друг к другу, но Григорий не может полностью поверить девушке. Ведь ее у сектантов называют богородицей!

 

Вбегает Варя и узнает Григория: оказывается, это ее бывший одноклассник!

 

Финал акта: появляются комсомольцы, осуждающие Григория. Степанида с вызовом отвечает им. Комсомольцы хотят ломать избу, оттуда выбегает Агафон и сектанты, вертятся в страшном танце. Назревает драка, но Варя, останавливая всех, говорит, что пришла к Агафону за истиной. Называя Варю новой богородицей, Агафон уводит ее, за ними идут все сектанты. Возмущенный Григорий отталкивает Степаниду и убегает.

 

К озеру выходит Матрена. Прислушиваясь к хору, доносящемуся из молельни, она приветствует приехавшего в Лукашино иллюзиониста Апельсинова, принимая его за святого брата Мартина из Голой Андии, города Мастер Дама.

 

Второе действие. Ч е т в е р т а я   к а р т и н а . Горница в доме Титовны. Истово поет хор молящихся. Агафона просят явить чудо. Он обещает. Как бы в ответ на это Титовна сообщает о приезде святого. Входит Апельсинов и начинает свое выступление. После каждого номера иллюзиониста вместо аплодисментов раздаются крики: «Чудо, чудо, святой!» На вопросы, кто он, Апельсинов отвечает куплетами «Мастер жанра я вполне оригинального». Его изгоняют, постепенно все расходятся, Титовна зовет Степаниду собирать на стол. Степанида гадает на картах о своей судьбе. Приходит Григорий. Он хочет узнать, что с Варей. Степанида отвечает, что Агафон выдумывает ей страсть, чтобы муку приняла: либо утопят ее, либо в печи сожгут... Григорий в большой дуэтной сцене говорит о своей любви и просит Степаниду сказать всю правду людям. Он уходит, а в горницу с бутылями в руках входит Агафон, за ним Варя. Они пьют, Агафон поет «Песенку француженки Моти» («Я служила в магазине») и, войдя в раж, бьет посуду. Титовна приводит Матрену, пришедшую с деньгами. Варя выходит. Матрена рассказывает Агафону новость, услышанную от Апельсинова: Варя — комсомолка, работает в газете. Мгновенно отрезвевший Агафон решает сжечь Варю, «а то вера шатается». Он запирает ее в подпол, зовет Степаниду и предлагает ей бежать вместе.

 

Третье действие. П я т а я   к а р т и н а . Ночной лес. Григорий, Егор, Фрося и еще несколько человек сидят вокруг костра. Григорий поет вальс «В небе лунная лампадница», его поддерживает хор, затем вступает Фрося. Они ждут начала концерта. Собирается народ, Егор объявляет начало «Огонька». Фрося выступает с веселыми частушками, затем следует балетная сцена, русский танец. Вдруг лес наполняется замогильным завыванием и страшным хохотом. Все замолкают; крестясь, уползают старухи. Высоко в листве внезапно появляются страшные рожи, из глаз и пастей вырывается пламя. Девушки с визгом разбегаются, парни бесшумно скрываются в лесу. Чудища выбегают. Это Агафон и Пронька с масками на длинных шестах. Агафон посылает Проньку поджечь молельню. Тут же его окружают парни во главе с Григорием. Они спрашивают о Варе, по Агафон хохочет в ответ. Лес озаряется багровым пламенем, раздаются крики: «Пожар! Горим! Спасайте!» Пробегает Степанида с портфелем — в нем документы Агафона. Егор выносит на руках Варю, которую Степанида вытащила из подпола. Степанида отдает портфель Григорию.

 

Ш е с т а я   к а р т и н а . Лес ярким солнечным утром. Агафон, притворяющийся мертвым, лежит в корыте, сектанты тащат Степаниду, Григорий с трудом отбивает ее. Апельсинов, переодетый врачом, разоблачает мнимого покойника. Хором «Черти любых мастей и цвета» заканчивается спектакль.

 http://sunny-genre.narod.ru/

 

16 мая1963 г.


 

Премьер-министр революционного правительства Кубы Фидель Кастро Рус с группой школьников в Разливе во время своего визита в Ленинград.

 http://www.photoarchive.spb.ru/

 

 

16 мая (3 мая) 1913 года

   

Рига

    

 3 мая 1913 года

Хроника

Собрание рыболовного кружка. 5 мая в 5 часов вечера в городской управе назначено первое собрание челябинского кружка любителей рыболовов. Обсуждению подлежат вопросы, касающиеся ближайших задач деятельности кружка, а также выборы исполнительных органов.

http://www.chelmuseum.ru/


 

  Жаль, что вы не Пушкин


 

- Жаль, Иван Иванович, что вы не Пушкин...

 - Почему же жаль, несравненная?

 - Потому что вы воспели бы в стихах мои ножки.

 - Если бы я был Пушкиным, я не написал бы ни одной строчки, у него и без того было приличное состояние.

А полтора лучше


 

Двусмысленный комплимент


 

В эпоху милитаризма


 

На улице

http://sobralio.net/

 

Херсон

 «Член Херсонской уездной земской управы К. Д. Сосновский Высочайше пожалован орденом Св. Анны 3-й степени за особо усиленные труды по борьбе с холерой и чумой в 1910 году».

 

 «Херсонским губернским земством истрачено на содержание и лечение умалишенных в 1910 г. – 368259 руб. 86 коп., в 1911 г. – 371045 руб. и в 1912 г. – 413359 руб. 30 укоп., всего – 1147664 руб. 35 коп. На основании закона 5 декабря 1912 г. губернская управа ходатайствует о возмещении губернскому земству причитающейся части расходов на содержание и лечение умалишенных». (Для сравнения: цена фунта (0,454 кг) мяса I сорта стоила 13 коп., белый хлеб – 5 коп. за фунт).

 

 «Министерством путей сообщения собраны сведения о результатах контроля поездов на железных дорогах за 1912 год. Всего было проконтролировано 718000 поездов. При контроле обнаружено без билетов 904000 пассажиров».

 газета «Южная Русь» 

 http://www.mycity.kherson.ua/

 

 3 мая

За содействие к побегу. В Сенате рассматривалось вчера нашумевшее в свое время дело о пособничестве к побегу из психиатрического отделения Михайловского госпиталя в Тифлисе известного кавказского революционного деятеля Тер-Петросова.

Тер-Петросов после экспроприации 500 тысяч рублей из тифлисского казначейства бежал в Германию. Но, так как он и там не прекратил своей революционной пропаганды, то германские власти возбудили против него уголовное обвинение. Берлинской суд признал Тер-Петросова душевнобольным и постановил выслать его обратно в Россию. На русской границе он был задержан и передан военному суду. Кавказский военно-окружной суд  также возбудил вопрос о нормальности умственных способностей Тер-Петросова и постановил произвести над ним психиатрическую экспертизу, для чего он был помещен в Михайловскую больницу в Тифлисе.

Бежать ему оттуда удалось при содействии двух его сестер – гимназистки и курсистки, сторожа больницы Драгина и содержавшегося в больнице для освидетельствования другого арестанта Чинцадзе. Все эти лица Тифлисской судебной палатой за содействие к побегу были приговорены к ссылке на поселение.

Сам Тер-Петросов спустя непродолжительное время после своего побега был снова задержан, судим и приговорен к смертной казни, которая в силу манифеста была заменена 20-летней каторгой.

("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", №13528)

 http://rapsinews.ru/

 

 

  Дневник Николая II

 3-го мая. Пятница.

Ночью прошел дождь, ожививший зелень, и погода сделалась теплее. Встал рано; принял Гольтгоера, Фан-дер-Флита — нового помощника Николаши и затем доклад Маркова по Финляндии. Погулял полчаса. От 11 до 12 ч. [принимал] Коковцова, а с 12 ч. до 1 1/4 — представителей иностранных академий, приехавших сюда на съезд. В 2 1/2 поехал с Ольгой и Анастасией на закладку музея, строящегося на пожертвования Е. А. Третьяковой. Вернулся домой в 3 1/4; покатался на велосипеде и в байдарках. В 6 час. принял Гондатти и затем сен. Гарина. Обедал Н. Лейхтенберг-ский (деж.).

Много читал вечером.

http://www.rus-sky.com/

 

   

16 мая  (4 мая) 1813 года

     

Рига

   

Журнал военных действий

с 21 Апреля [/ 3 мая] по 18 [/ 30] Мая [1813].

Мая 4. Генерал Граф Милорадович доносит, что неприятель атаковав сильно передовой отряд Генерал-Адъютанта Графа Сен-Приеста,[17] сильными колоннами начал обходить оба наших фланга; но перекрестным огнем всех наших батарей, был остановлен; а равно и удачным действием нашей кавалерии под командою Генерал-Майора Юзефовича. Потеря неприятеля простирается с лишком за 1.000 человек. С нашей стороны убито и ранено до 200 человек.

***

[17] Сен-При Эммануил Францевич де (Мануил) (de Saint-Priest) (1776 – 1814), граф, российский генерал-майор (с 21 октября (2 ноября) 1812 г. генерал-лейтенант), генерал-адъютант, в 1812 г. начальник штаба 2-й Западной армии, в 1813–1814 гг. командир 8-го пехотного корпуса в войсках А.Ф.Ланжерона, смертельно ранен под Реймсом 1 (13) марта 1814 г., умер 17 (29) марта 1814 г. в Лаоне.

http://www.museum.ru/

Известия из союзной армии. [Май 1813].

Часть воинов, раненых в сражении при Люцене, отвезена в Теплиц. Соединенные главные армии стоят на правом берегу реки Эльбы в укрепленных позициях: Королевско-Прусские войска на правом крыле, Императорско-Российские войска в центре и на левом крыле. Корпус Генерала Милорадовича[1] составляет авангард. Корпуса Генералов Борстеля[2] и Бюлова,[3] купно с принадлежащими к оным Императорско-Российскими войсками, прикрывают Мархию. Часть корпуса Генерала Борстеля переправилась через реку Эльбу, через что сделана будет неприятелю важная диверсия.

* «Санкт-Петербургские ведомости» №43 от 30 мая 1813.

 

Комментарии:

[1] Милорадович Михаил Андреевич (1771 – 1825), граф (с 1 (13) мая 1813 г.), российский генерал от инфантерии, шеф Апшеронского пехотного полка, в 1812 г. командовал Калужским резервным корпусом, затем авангардом Главной армии, в 1813–1814 гг. командир российского резерва в Богемской армии, командовал всеми гвардейскими частями союзников.


 

[2] Борстель Людвиг Карл Леопольд Генрих фон (von Borstell Ludwig Karl Leopold Heinrich) (1773 – 1844), прусский генерал-майор (с середины 1813 г. генерал-лейтенант), в 1813–1814 гг. командир 5-й пехотной бригады 3-го прусского корпуса Бюлова.

[3] Бюлов Фридрих Вильгельм (Bülow Friedrich Wilhelm) (1755 – 1816), граф фон Денневиц (von Dennewitz) (с марта 1814 г.), прусский генерал-лейтенант (с марта 1814 г. генерал от инфантерии), в 1813–1814 гг. командир 3-го прусского корпуса в Северной армии.

  http://www.museum.ru/

    

 Дневник Павла Пущина. 1812-1814

 4 мая. Воскресенье.

Весь день прошел спокойно, не считая нескольких пушечных выстрелов, которыми обменялись к вечеру.

 http://www.lgsp.petrobrigada.ru/


 

Дневник Александра Чичерина. 1812-1813

 4 мая.

Бивак под Бауценом

Мы стоим здесь уже три дня, и каждый день нам обещают атаку на неприятеля, В ожидании мы весело проводим время, каждую минуту находится какое-нибудь интересное занятие. Музыка, играющая до отбоя, собирает зевак; музыка, которая начинается в 9 часов вечера в нашей палатке, привлекает любителей. Вчера я не раз вспомнил счастливые времена Тарутинского лагеря; вся палатка была забита народом, любопытные толпились даже у входа, все были оживлены и веселы... Да сохранится Бауценский бивак в моей памяти, как и бивак в Шелоницах, а пока мы здесь предаемся веселью, да примут наши дела такой же счастливый поворот, как в прошлом году.

 Австрийцы объявили себя на нашей стороне, позиции у них чрезвычайно выгодные, и, если небесам будет угодно, мы еще добьемся в этом году столь же блестящих и значительных успехов, как в прошлом.

 

4 мая.

Увы, пока этот год отмечен только смертью светлейшего. Хотя её держат в тайне от всей армии, те, кто узнали об этом, проливают слезы скорби, воздавая должное герою, который спас Россию. При жизни человеку не отдают справедливости, после смерти его славу всегда преувеличивают. Сейчас все превозносят светлейшего до небес, а совсем недавно почти все его осуждали; я рад, что, как ни молод, ни разу не поддался соблазнам злословия.

 Благоразумие светлейшего, которое вы называли робостью, сохранило жизнь нашим славным солдатам; то, что вы называли нерешительностью, было мудростью; ваш дух был, видно, слишком слаб, чтобы понять весь размах его политики. Все его действия имели тщательно обдуманную цель. Все обширные операции, которыми он руководил, были направлены к одному; отдавая распоряжения о размещении орудий, кои должны были обеспечить победу над французами, он в то же время обдумывал сложные политические комбинации, кои должны были нам обеспечить благорасположение всех европейских кабинетов. В армии его обожали и за его имя, и за его знакомое и любимое лицо; достаточно было ему показаться, чтобы все радовались.

 Я собираюсь сделать себе новую палатку; но совесть меня упрекает — как бросить старую, в которой провел однажды ночь этот достойный старец.

 http://www.lgsp.petrobrigada.ru/

 

Бальный этикет XIX века в России

Бал – торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа. В России балы появились в XVIII веке, во времена правления Петра I, но получили своё широкое распространение в XIX столетии.


 

В России балы начали устраивать по указу Петра I с 1718 года. Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Главным же увеселением были танцы. Не сразу далось нашим предкам искусство непринужденного светского общения. Первое время в перерывах между танцами все сидели как немые. И танцующих было мало: танцы были мудреные, надо было то кланяться, то приседать. Широкие юбки и высокие каблуки исключали быстрые танцевальные шаги, однако позволяли принимать различные позы, образуя изящные картинки. Поклоны и реверансы были главными элементами танцев.

Осваивалось танцевальное искусство медленно. Читаем у А. Пушкина в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали: прямо против себя, потом, поворотясь направо, потом налево и так далее". Танцевали англез, представлявший собой пантомиму: ухаживания кавалера за дамой. Постепенно танцы стали разнообразней, вошел в употребление польский полонез. Его основу составляли плавные движения, поклоны и реверансы. Начинался бал менуэтом - медленным изящным танцем, но сложным, только по примеру Елизаветы Петровны, отличной танцорки, менуэт при русском дворе стали танцевать красиво и изящно. Танцевали очень любимый Петром шумный и веселый гросфатер. Сам отличный танцор, Петр любил шутку и был не прочь расшевелить своих неповоротливых придворных. Приказав всем танцевать, становился со своей дамой впереди и под медленную мелодию выделывал разные па. Постепенно темп музыки убыстрялся, Петр менял "курс" направления, заставляя танцующих пересекать зал в обратном направлении, потом наискосок, потом по кругу, далее направлял всех по всем комнатам, затем в сад, по дорожкам между клумб и деревьев, снова возвращался в дом, оркестр встречал измученных танцоров похоронным маршем, все смеялись".

Петр следил за проведением ассамблей. Нарушителей правил Петр заставлял в виде наказания выпивать одним махом "Кубок большого орла". Порядок, заведенный на ассамблеях, отличался от европейского бального этикета, но участие в ассамблеях достигло своей цели: русские дворяне постепенно приучились к новым обычаям, светскому общению, вежливым манерам.

После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов. Табак и спиртные напитки ушли в прошлое, гостям разносили прохладительные напитки: лимонад, оршад и другие. Вместо шашек и шахмат играли в карты. Мастеровых уже не приглашали, придворный этикет стал более строгим. Извещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашениями. Танцы имели свою последовательность. Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином.

Бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы, в остальное время балы устраивались по особым случаям.

Кроме императорской семьи на балах присутствовали придворные чины, дипломаты, знатные иностранцы, чиновники высших четырех классов согласно "Табеля о рангах". Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка, офицеры приглашались как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и дочерьми.


 

Балы выполняли разные функции, в том числе социальные. В зависимости от функций, они имели свои разновидности.

Придворные балы, как правило, были скучны. Но посещать придворные балы в Петербурге было необходимо. Это были официальные мероприятия. Чопорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. Тысячи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии России.

Но светская молодежь предпочитала посещать московские – гораздо более непринужденные, на которые собиралось по нескольку тысяч человек. Такие балы предоставляли возможность веселиться от души.

Бал – настоящая находка

Для юных франтов и для дам;

Его с восторгом ждет красотка,

Он праздник пасмурным отцам.

Чтоб дочка куколкой оделась,

Хлопочет опытная мать,

А чтоб она не засиделась,

Везет ее потанцевать.

(Ф.Кони)

Представители знати были обязаны давать балы для родни, великосветских знакомых. Молодые девушки на выданье начинали выходить в свет. На балах знакомились потенциальные женихи и невесты, намечалось сватовство. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», – писал Пушкин.

Общественные балы чаще всего устраивались в провинции. Средства собирали со всех желающих путем распространения лотерейных билетов. Самые непринужденные из балов – семейные. Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А.Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.

Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя.

Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.


 

Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. К княгине Зинаиде Юсуповой съезжался весь Петербург, к мещанскому семейству собирались только сослуживцы, но и то, и другое называлось балом. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. "Давал три бала ежегодно и промотался наконец" - говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах.

Любой бал начинался с приглашения. "Бывало, он еще в постели, ему записочки несут Пушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашения на бал не могли посылаться в день бала - адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: "Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности.

Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.

С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.

В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж... После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»

На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр.

Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.

Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.

Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру: "Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".

В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.


 

Бальный этикет

Элементы танцевального этикета, необходимые для участия в бале

1. Участникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук.

2. Необходимо быть учтивым как по отношению к своей партнёрше, так и ко всем остальным.

3. Следует избегать столкновений с другими парами и стараться не задевать за неподвижные конструкции и оборудования зала.

4. Не рекомендуется давать согласие на танец нескольким партнёрам, покидать зал перед началом танца, снимать перчатки во время танца.

5. Не рекомендуется выходить из танца до его окончания, если на то нет веских причин.

6. Во время танца неуместно излишне далеко расходиться или демонстративно приближаться друг к другу, а также откровенно обниматься.

7. Запрещается танцевать другой танец, нежели объявленный ведущими.

8. Запрещается нарушать направление движения танца.

Элементы светского этикета, необходимые для участия в бале

1. На официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к Хозяевам и Почётным гостям.

2. Одежда участников бала должна быть нарядной: дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки желательны.

3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.

4. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.

5. Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.

6. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах.

7. При входе в бальный зал следует отключить мобильные телефоны и снять наушники.

8. Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр.

Элементы бального этикета, необходимые для участия в бале

1. Одежда участников должна соответствовать классу ответственности бала.

2. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемониймейстера, Хозяйки и Хозяина бала.

3. Первый танец, вальс первого отделения открывают Хозяин и Хозяйка бала, все гости вступают в этот танец после того, как Хозяин и Хозяйка сделают три тура вальса.

4. Приглашение к танцу начинается с поклона приглашающего лица. Ответ на приглашение также сопровождается поклоном.

5. После приглашения кавалер выводит даму в танцевальную зону с соблюдением всех правил этикета.

6. При движении «под руку» рука дамы не должна обвиваться кольцом вокруг руки кавалера, не следует также виснуть на локте кавалера.

7. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы.

8. Не рекомендуется покидать зал перед началом танца.

9. Не рекомендуется покидать танцевальный ордер (партнёра) во время танца.

10. Необходимо, безусловно, выполнять требования Главного и Зального церемониймейстера.


 

На бал нужно являться изящно одетым; особенно туалет дам должен отличаться своей изысканностью. Не требуется роскошного и/или строго исторического наряда. Кроме того, мы не стремимся реконструировать никакую определенную эпоху, но на бал следует одеваться аккуратно и элегантно.

Молодой человек, принимая приглашения на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падает на каждого. Высказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, кто хочет сделаться любимцем общества, тот должен всей душой предаться удовольствию и танцевать без исключения с каждой дамой.

Нет ничего смешнее молодых людей, разыгрывающих роль стариков и не танцующих, из желания выказать, что не находят никакого удовольствия в этом развлечении. Они поступают тогда явно невежливо и неприлично, особенно когда потом танцуют с избранной барышней, показывая, что их неприятие танцев вовсе не существует. Такая манера держать себя оскорбляет остальных дам, и кавалер заслуживает получить отказ от избранной им дамы. Во всяком случае не мешало бы предпочитаемой личности взять вышеозначенный совет за правило - это лучший способ дать почувствовать кавалеру всю неделикатность, всю смешную сторону подобного поведения и оградить в то же время себя от неприязненных взглядов остальных дам.

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами".

Крайне неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", или же: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Дама, не желающая танцевать с каким-либо кавалером, не должна прибегать к уловке: "Я устала", и вслед за тем принять приглашение другого. Так она может навлечь на себя большие неприятности. Кавалер, получивший отказ, наверное, будет следить, была ли причиной действительно усталость или же просто нежелание танцевать именно с ним. Ни одна благовоспитанная особа не должна позволить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения лучше всего совсем отказаться от танца или же предоставить первому кавалеру танцевать с ней другой танец. Во всяком случае положение это очень неловко и неприятно, и дамы должны были бы его избегать, записывая имена приглашавших ее кавалеров на особенных карточках разного вида и устройства, смотря по моде, висящих на цепочке веера или пристегнутых крючком к лифу.

Пригласить даму и забыть потом об этом, не только самая непростительная невежливость, но просто грубость со стороны кавалера; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной и строгое порицание всего общества.

С другой стороны, дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия: ни одна черта ее лица не должна выдать ее разочарования и дурного расположения духа. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих.

Также само собой разумеется, что кавалер, пригласивший даму и получивший отказ, не имеет права тут же, в присутствии этой дамы, приглашать на танец другую. Это было бы верхом неприличия.

Приглашая следует смотреть в глаза даме, тогда она точно поймет, что Вы обращаетесь именно к ней. Но если Ваш поклон приняла на свой счет не та, которую Вы хотели пригласить, ни в коем случае не показывайте своего разочарования и уж тем более не произносите: "Я не Вас хотел пригласить"; соблюдайте правила приличия и научитесь в неловкости винить прежде всего себя, а не других; а еще лучше - не винить, а выходить из них с юмором.

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, Вы приглашаете его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

В танце женщину ведет партнер, и все ошибки должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется мужчина - ведь он ведущий. Во время танца партнеры не должны быть слишком далеки друг от друга, но и не должны прижиматься. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, мужчина не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину; в этом случае наиболее удачное положение для рук - на боку, на талии.

Верхом бестактности считается прийти на вечер со своей дамой, а танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к кону вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой. Однако даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером; можно принять два или три приглашения одного кавалера, особенно если этот кавалер из Ваших знакомых и если танцы различны. То же самое касается и мужчин. Неприлично приглашать постоянно одну и ту же даму.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и строго соблюдая приличие; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

Дама не должна подходить к буфету иначе, как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она желает.

По окончании танца кавалер должен поклониться даме и довести ее до места или предложить проводить к буфету. Отведя даму на место, кавалер должен поклониться и отойти, но не оставаться для разговора с ней. В свою очередь дама, отведенная кавалером на место, не должна удерживать кавалера для разговора с ней.

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неловким и неучтивым не сказать ей нескольких слов.

По окончании вечера, кавалер должен проводить свою даму домой.


 

Также необходимые на балу сведения:

Язык веера

веер развернут, дама отмахивается - "я замужем";

веер закрывается - "вы мне безразличны";

открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";

веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".

Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):

подать верхним концом - симпатия и любовь;

подать ручкой - презрение;

подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь.

 

Язык цветов

В начале XIX в. в моде были Александровские букеты - по имени русского императора:

Anemon - анемон;

Lilie - лилия;

Eicheln - желуди;

Xeranthenun - амарант;

Accazie - акация;

Nelke - гвоздика;

Dreifaltigkeitsblume - веселые (анютины) глазки;

Epheu - плющ;

Roze - роза;

первые буквы названий этих цветов составляют имя Александр.

 

Символика цветов

василек - верность, искренность;

жасмин - непорочность;

маргаритка - терпение, печаль;

"медвежьи ушки" - вас ищут обмануть;

резеда - минутное блаженство;

дикая роза - простота;

белая роза - невинность;

тюльпан - гордость и неблагодарность;

фиалка - скромность и дружба;

ноготки - кокетство;

астра - величие;

петушки - спокойствие;

мак - воспоминания;

подсолнечник - чем больше вижу, тем более люблю;

белая гвоздика - целомудрие;

розовая гвоздика - брак;

лавр - торжество вечного целомудрия;

гиацинт - спокойствие души;

ландыш - символ пришествия Христа, непорочного зачатия.

Существовали открытки с изображениями цветов. На таких открытках можно было просто поставить свои инициалы и послать ее. Цветок сам был текстом:

мак - сохраним нашу тайну;

цветы клевера - жениться или нет;

лист клевера - жду ответа.

http://dancer.int.ru/forum/index.php?t=28

 

 

   

Нравится