Моделирование личностно-ориентированного урока.


Моделирование

 личностно-ориентированного урока

Государственная национальная программа «Образование: Украина XXI века» определила стратегию развития образования в Украине, приоритетные направления и пути «...создания жизнеспособной системы бесконечного обучения и воспитания для достижения высоких образовательных уровней, обеспечения возможности постоянного духовного самосовершенствования личности, формирование интеллектуального и культурного потенциала как наивысшей ценности нации».

В основе образовательных программ учебных заведений должны быть гуманистические идеи и ориентация на человека и общечеловеческие ценности, на гражданскую позицию, которая основывается на уважении к личности ребенка, заботе о его развитии. Такой подход предусматривает признание каждого воспитанника как уникальной индивидуальности с соответственным к нему отношением. Сегодня в концепциях и научных работах ученых все больше внимания уделяется личностно-ориентированному обучению и воспитанию.

Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика, существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения — принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т. д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Как же изменится дидактический процесс, если он ориентируется на приоритет «задействования» в обучении воображения и мышления?

Во-первых, ученики получают новую роль «исследователя», когда под «скрытым» руководством учителя они открывают для себя новые знания.

Во-вторых, процесс учения становится не репродуктивным, а поисковым и творческим. При этом ориентировка на мышление обеспечивает развитие поисковой, исследовательской деятельности, а хорошо развитое воображение дает возможность решать любую учебную задачу инициативно и творчески.

В-третьих, важнейшим методом обучения становится не образец, который обычно начинает процесс получения новых знаний, а выбор, альтернатива, то есть предоставление учащимся возможности путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.

И, наконец, в-четвертых, принципиально важным становится опора на два принципа обучения — доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку процесса познания.

Обосновывая практическую необхо­димость гуманных взаимоотношений между педагогом и ребенком, меж­ду самими детьми и вообще всеми участниками воспитательного про­цесса, В. А. Сухомлинский убеди­тельно доказал, что самое ценное у ребенка — его индивидуальность, неповторимость внутреннего мира, способностей, потенциальных воз­можностей. Поддержание и развитие у ребенка его индивидуальности явля­ется условием роста не только каждой личности, но и фундаментом форми­рования работоспособного, творче­ского детского коллектива, посколь­ку именно через взращивание разных индивидуальностей пролегает путь к настоящему, а не стадному объеди­нению детских личностей.

В условиях индивидуализации и диф­ференциации процесса обучения актуально звучат и не теряют сво­ей ценности дидактические запове­ди В. Сухомлинского. В частности, в книге «Сто советов учителю» он от­мечает: «Помните, что нет и быть не может абстрактного ученика. Искус­ство и мастерство обучения и воспи­тания состоит в том, чтобы, раскры­вая силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в ум­ственном труде. А это означает, что в обучении должна быть индивидуа­лизация — и в содержании умствен­ной работы (в характере заданий), и во времени».

Важным компонентами сотрудничества являются: позитивная взаимозависимость; личностное взаи­модействие, которое стимулирует деятельность; индивидуальная и груп­повая подотчетность; навыки межличностного общения и общения в небольших группах; обработка дан­ных о работе группы.

Учитель, готовясь к проведению личностно-ориентированного урока, анализирует содержание учебного мате­риала, определяет виды деятельности учащихся, готовит задание на выбор или для групповой работы, учитывая объем учебного материала, уровень сложности по учебным возможностям учеников, размер своей помощи.

 Учи­тель должен придерживаться таких требований:

  1. четко формулировать познавательные задания, которые могут быть проблемными, вынуждающими быть активными, творчески мыс­лящими, ищущими новых знаний и новых способов действий;
  2. сосредоточить внимание на дея­тельности слабых, неуспевающих учеников;
  3. не устраивать соревнований на скорость выполнения заданий;
  4. научить учащихся осуществлять самоконтроль, самоанализ и самооценивание.

Итак, функция учителя на уроке состоит в обеспечении учащимися позиции настоящего субъекта учебно-познавательной деятельности.

В личностно-ориентированных технологиях большое значение уделяется эмоциональной культуре учителя, его голосу, интонации, речи.

Примеры основных фраз, которыми уместно пользоваться учителю на уроке:

•   Я считаю, что удобнее было бы сделать...

•    Мне кажется, здесь в центре внимания...

•   Достаточно   вспомнить   эту часть — и...

В сложных ситуациях учителю приходится более тонко реагировать:

•    Мне бы очень хотелось, чтобы ты не забыл об этом...

•   Я надеюсь, именно это нам непременно удастся...

•   Я просто не могу дождаться, когда появится эта деталь...

•    Конечно, вам нравится, когда выполнена именно эта часть работы...

•    Это очень важно, и у тебя непременно получится...

•    Именно ты и мог бы сделать это...

•    И это не сложно. Даже если не получится — ничего страшного...

•   Я уверен, что ты будешь помнить о...

•    Начинай же! Ты это сделаешь!

•    Вот эта часть у тебя вышла очень хорошо!

•    Подготовим это вместе по секрету от всех?!

Нравится