Вредные привычки


 

Вредные привычки.

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка умным, красивым, воспитанным. Мы любим своего ребенка таким какой он есть, и  единственное с чем не можем смириться это вредные привычки. Многие думают, что вредные привычки, такие как сосание пальца или ковыряние в носу, это недостатки воспитания. Так ли это? Что лежит в основе появления вредных привычек? Как не  допустить развитие вредных привычек? Как исправить уже имеющуюся проблему?

 

Вредные привычки — это навязчивые ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии.

 

Все вредные привычки можно разделить на 2 группы:

1) Непатологические привычки — возникают в результате недостаточного внимания со стороны взрослых к воспитанию культурно-гигиенических навыков. Это такие привычки как ковырять в носу, теребить волосы, плеваться. Эти действия, которые ребенок осуществляет по привычке, производят довольно неприятное внешнее впечатление. Предупреждение и исправление вредных привычек данной группы — привитие ребенку полезных навыков: опрятности, аккуратности, организованности, воспитание навыков гигиены.

2) Патологические привычки — возникают в результате нарушений детско-родительских отношений (воспитание в строгой, чрезмерно-требовательной атмосфере, дефицит родительского внимания в младенческий и ранний период развития). Привычки второй группы возникают у детей, которые подолгу оставались одни в кроватке, их редко брали на руки, не укачивали, когда они плохо засыпали. Рано отлученные от материнской груди, в условиях недостатка ласки, внимания и впечатлений дети, предоставленные сами себе, испытывают скуку или страх и ищут отвлечения и успокоения в немногих доступных им действиях: манипулирует с частями тела, сосёт палец, волосы, край одежды или простынки. Сначала ребенок пользуется подобными действиями потому, что рядом нет источника впечатлений — матери. Когда же мать появляется и стремится отвлечь от  навязчивого действия, она уже не привлекает внимание малыша — он занят сам собой. Происходит коренная перестройка жизненной ориентации ребенка. Изначально любой малыш стремится к получению внешних впечатлений и их источником является мать, если же её нет рядом, то развитие ребенка как бы возвращается во  внутриутробный период — малыш сам себя успокаивает и развлекает. Однообразные навязчивае действия отвлекают от процесса познания, угрожают задержкой психического развития. Вредная привычка становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов и беспокойств, компенсацией недостатка общения. Если привычка сформировалась, родители должны напрвить свои действия на борьбу с причиной появления привычки, а не на борьбу с ребенком. Прямолинейная настойчивость раздражает малыша и провоцирует конфликты. Наказания и запугивания могут привести к исчезновению внешних симптомов. Однако, психологические последствия принятых мер могут оказаться тяжелее устраненной привычки. Не следует также связывать ребенка обязательствами, обещаниями и честным словом. Воля у детей еще недостаточно развита, ребенок может дать слово и не суметь его сдержать, что с одной стороны порождает недоверие к ребенку, а с другой чувство вины и неуверенность в себе у малыша. Далее мы рассмотрим наиболее распространенные патологические привычки в раннем и дошкольном возрасте.

 

1. Сосание пальца, волос, края одежды (начало появления около 6  месяцев).

 Часто вредная привычка, выражающаяся в ритмических движениях служит вынужденным замещением тех движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. В  младенческом возрасте причиной возникновения данной привычки чаще всего является нарушение процедуры кормления.

 

Сосание груди — это не просто акт кормления. Сложный комплекс пищевых, гормональных и психологических воздействий стимулирует развитие головного мозга.

 

Сосание груди для младенца — это удовлетворение 2 –х потребностей: питание и сенсорные ощущения. Типичные ошибки матери:

 — успевает накормить, но не удовлетворяет потребности в сенсорной стимуляции (1  акт кормления должен продолжаться не менее 25 минут);

 — неправильная организация искусственного вскармливания (например, если дырка на соске большая ребенку не приходится прилагать усилия, чтобы получить питание, то есть он наедается, но не насасывается).

 

 В дошкольном возрасте число причин вызывающих данные привычки возрастает.

 

Причины появления привычки и пути устранения:

1) Депривация сенсорных ощущений. Недостаточная эмоциональная и  материальная среда приводит к поиску впечатлений от собственного тела, саморазвлечение. Необходимо обогатить материальную среду развивающими игрушками, а также создавать теплые эмоциональные отношения с ребенком;

2) Эффект депривации. Органическое поражение центральной нервной системы, выражающееся в завышенном пороге восприятия, то есть ребенку постоянно нужны новые яркие впечатления, не получая их, он испытывает внутренний дискомфорт, который внешне проявляется в навязчивых действиях. Данная причина требует специального медицинского лечения и коррекционных мероприятий;

3) Эмоционально-личностный инфантилизм. В состоянии стресса, например, в  процессе адаптации к ДОУ, ребенок ищет способ успокоения и находит его в виде привычки сосания соски, пальца, волос. В данном случае необходимо направить усилия на создание доверительного отношения к окружающему миру, коррекцию тревожности ребенка, повышать самооценку и работать над проблемой неуверенности в себе;

4)Невроз. Патологическая привычка может являться симптомом невроза. В  процессе медицинского лечения и коррекции невроза данная привычка пройдет.

 

Типичные ошибки родителей при устранении вредной привычки:

 — Механическое воздействие — намазывание пальцев горчицей, связывание рук и т. д. Это приводит к формированию невроза;

 — Моральное воздействие — фразы родителей типа: «Ты плохой, противный, делаешь это мне на зло». В результате может сформироваться комплекс неполноценности, невротическое расстройство.

 

2. Рудиментарная трихотилломания — накручивание и подергивание волос (начало появления 1,5 — 2 г.).

Причины появления привычки и пути устранения:

 

1) Депривация сенсорных ощущений. Недостаточная эмоциональная и  материальная среда приводит к поиску впечатлений от собственного тела, саморазвлечение. Необходимо обогатить материальную среду развивающими игрушками, а также создавать теплые эмоциональные отношения с ребенком;

2) Дисбаланс процессов возбуждения и торможения в определенных отделах коры больших полушарий головного мозга. Накручивание волос на определенном участке головы является неосознаваемым стимулированием работы головного мозга. Необходима консультация с невропатологом.

 

 Типичные ошибки родителей при устранении вредной привычки:

 — Механическое воздействие — брить наголо, одевать резиновую шапочку, давать подзатыльники. Это приводит к формированию невроза;

 — Моральное воздействие — фразы родителей типа: «Ты плохой, противный, делаешь это мне на зло». В результате может сформироваться комплекс неполноценности, невротическое расстройство.

 

3. Яктация — ритмическое покачивание телом или головой из стороны в  сторону. Причины появления привычки и пути устранения:

1) Проблема засыпания (ребенок пытается заснуть с помощью покачивания). В таком случае важно выяснить не снятся ли ребенку кашмары, боится ли он темноты и может ли оставаться один в комнате. Далее необходимо направить усилия на решение основных проблем и перед сном заниматься с ребенком спокойным интересным делом, например, почитать книгу, принять расслабляющую ванну, послушать классическую музыку;

2) Депривация (недостаточная эмоциональная и материальная среда). При длительной депривации яктация создает иллюзию изменения характеристик внешней среды. Необходимо обогатить материальную среду развивающими игрушками, а также создавать теплые эмоциональные отношения с ребенком;

3) Эффект депривации. Органическое поражение центральной нервной системы, выражающееся в завышенном пороге восприятия, то есть ребенку постоянно нужны новые яркие впечатления, не получая их он испытывает внутренний дискомфорт, который внешне проявляется в навязчивых действиях, в частности в  яктации. Данная причина требует специального медицинского лечения и  коррекционных мероприятий;

4) Невроз. Патологическая привычка может являться симптомом невроза. В  процессе медицинского лечения и коррекции невроза данная привычка пройдет.

 

Общие рекомендации по коррекции патологических вредных привычек :

 — Перестать фиксировать внимание на привычке;

 — Определить причину появления привычки;

 — Устранение причины, поддержание теплых доверительных отношений с  ребенком.

 

 Если у вашего ребенка наблюдаются проявления вредных привычек и вам нужна более подробная консультация специалиста, вы можете записаться на психологическую консультацию и психологическую диагностику в один из наших центров.

Like it