Самопознание "Пока все дома" занятие в детском саду

 

Занятие по предмету «Самопознание» в старшей группе на тему «Пока все дома»

 

Программное содержание: Расширять и уточнять представления детей о гражданских правах и обязанностях. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Воспитывать чувство семейной сплочённости, уважение к жизненному опыту родителей. Умение правильно оценивать себя и других. Формировать у детей экономическое мышление, разумное отношение к ситуации выбора.

 

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, диск с записью песни мамонтёнка, фотовыставка «Моя семья», магнитофон, аудиозаписи, «студия», микрофон, картинки к д\и «Цепочка», замок, царица, ларец с сердцами, «музыкальная река», «машина времени», таблицы: «Право выбора», «Делу время — потехе час», «Обязанности членов семьи», «Права ребёнка», чудо-дерево, игрушки.

Ход занятия

«Круг радости»

 

В. — Сегодня мой день начался как обычно, с программы «Доброе утро». Я включила телевизор и увидела мультфильм, хочу показать его вам. (просмотр песни мамонтёнка из мультфильма «Как мамонтёнок маму нашёл»)

 

— Вы знаете чем закончилась эта история? (ответы детей)

 

— Мамонтёнок такой же ещё, как вы, маленький, но в отличии от него вы много знаете, умеете, потому что каждый день в детском саду узнаёте что-то новое.

 

— Что бы вы хотели пожелать мамонтёнку? (ответы детей).

 

Показываю умную книгу «Права ребёнка»

 

— Что вы знаете о правах человека? (каждый человек должен знать о своих правах, свои права нужно защищать, а права других людей нельзя нарушать.)

 

В. — А если мамонтёнку понадобится наша помощь? (ответы детей)

 

— Мамонтёнок нашёл свою маму, у него теперь есть семья. Что же означает слово «семья»?

 

— Семья — это группа людей, которые являются родственниками, проживают вместе в одном доме и ведут совместное хозяйство.

 

— Семья — это мама, папа и я.

 

— Семья — это родные люди, которые живут вместе.

 

В. Сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья».

 

Кто хочет рассказать о своей семье? (дети подходят к фотографиям и рассказывают о своей семье на русском и казахском языках.)

 

В. — Вы заметили, что все дети, когда рассказывали о своей семье, улыбались?

 

Кто догадался, почему они улыбались? (ответы детей).

 

— Я хочу пригласить Вас в студию, на передачу «Пока все дома». (проходите в студию, присаживайтесь) У нас в гостях две семьи: это семья Старовых и семья Мандрыгиных.

 

— Миша, представь членов своей семьи.

 

— Настя представь членов своей семьи.

 

— У меня сегодня много помощников, которые хотят себя попробовать в роли ведущего. Пожалуйста дети, задавайте свои вопросы (с микрофоном)

 

1. Скажите пожалуйста, что такое семья?

 

2. У нас теперь просторный дом,

 Живут покой и радость в доме том.

 И у ворот кусты цветущих роз,

 И встретит вас лохматый пёс,

 Живёт в том доме наша вся семья:

 Дед, мама, папа, бабушка и я!

 Какие планы у вашей семьи на будущее?

 

3. В небе солнышко взошло

 И всем улыбнулось.

 Нам вдруг стало хорошо

 И больше не взгрустнулось.

 

— Бывает ли вашей семье грустно?

 

4. Спросим папу — пусть ответит.

 Папа знает всё на свете.

 

— Я начну поговорку, а вы закончите её. Вся семья вместе — …

 

5. Моя мамочка стирает,

 Папа гвозди забивает.

 Я с своей сестрою Валей Игрушки с пола собираю.

 Бабушка ужин на стол накрывает,

 Дедуля комнатные цветы поливает.

 У нас семья большая,

 Создаём уют себе мы сами.

 

— А кто создаёт уют в вашей семье и так ли это важно?

 

Вопрос к студии: — Как вы понимаете, что значит в доме «уютно»? (ответы детей).

 

— А откуда появляются вещи в доме, необходимые для интерьера и уюта в доме? (эти вещи можно купить в магазине, можно смастерить своими руками, передавать из поколения в поколение).

 

— А что нужно для того, чтобы купить вещи в магазине? (деньги).

 

— А где взять деньги на покупку? (их нужно заработать).

 

— А кто зарабатывает деньги в вашей семье? (ответы детей).

 

— Я предлагаю вам три вещи, которые нужны человеку. Вам необходимо выложить «цепочку» и показать путь появления этих вещей у человека.

 

Дети разбиваются на 3 команды. Д\и «Цепочка» (в конце игры делаем вывод, чтобы у человека были эти вещи, необходимо работать или трудиться).

 

6. Ваша семья собирается на семейный совет, если да, то что вы на них решаете? (Делу время — потехе час).

 Есть в доме любом семейный альбом

 Как в зеркале мы отражаемся в нём.

 Пускай не всегда мы красивы,

 Зато эти фото правдивы.

 Хранится альбом в нашем доме,

 И снимки хранятся в альбоме.

 

— А как считает ваша семья, нужен ли семейный альбом?

 

— Сейчас я предлагаю задать несколько вопросов о правах семьи. Но сначала давайте вспомним с какими правами ребёнка мы уже с вами познакомились. (на магнитной доске выложены права с помощью значков-символов. Дети показывают и называют их. «Право на собственное имя» «Право на свой дом» «Право на обучение» «Право на лечение» «Право на любовь, защиту, заботу и ласку»

 

— Сейчас я покажу вам ещё один значок, как вы думаете какое право он обозначает? Право иметь семью. У каждого ребёнка должна быть своя семья. Давайте послушаем стихотворение о правах.

 Как хорошо, что есть права!

 Закон нас строго защищает.

 И в нём важны нам все права,

 Они великой силой обладают,

 Чтоб нас никто не мог побить,

 Украсть, унизить и обидеть.

 Как хорошо, что есть права!

 Права останутся навеки.

 Они помогут человеку.

 Мир восстановят навсегда.

 И у младенца есть права,

 И у собаки, и у кошки тоже.

 Без прав на свете жить не сможем,

 Всегда нас право и везде поможет.

 

 

8. Если бы у вас был бы выбор поменяться обязанностями /мама бы выполняла обязанности папы, а папа обязанности мамы/, вы бы поменялись?

 

9. Как вы понимаете слово «защита». От кого и чего нужно защищать детей?

 

10. У вас есть время отдохнуть. Мама хочет посмотреть фильм по телевизору, папа почитать книгу, а ребёнок — погулять. Как быть?

 

11. А вы хотели бы снова вернуться в детство? И почему?

 

— Д., давайте поможем родителям вспомнить о своём детстве, как это сделать? (ответы детей)

 

— Д., а на чём туда можно попасть? (ответы детей)

 

— Уважаемые родители, я предлагаю вам пройти и занять места в машине времени. Дорогие гости, мы приглашаем вас вместе с нами отправиться в страну детства. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, закройте глаза. Мы летим!(под музыку) Остались позади серые будни, суета повседневности, домашние хлопоты, проблемы на работе. Вы чувствуете, что рядом друзья, становитесь сильнее свободнее, любое дело вам по плечу.

 

— Мы у цели, вот она удивительная и прекрасная страна детства. Откройте глаза! Как здесь красиво. Вы наверное почти забыли, что небо здесь голубее, солнце ярче, трава зеленее, а конфеты слаще. Жители этой страны всегда рады гостям. Пройдёмся по самым интересным местам страны детства. Вот сказочная долина, на краю растет чудо дерево. Сорвите с него по листочку и вы узнаете что вам предстоит сделать. А мы с ребятами будем внимательно смотреть и попробуем отгадать.

Гуляете на улице и вдруг пошёл дождь.

Идёте в магазин и покупаете мороженое.

Просите показать дорогу в зоопарк.

Едете на речку купаться на машине.

 

(игра без слов, с помощью мимики и жестов.)

 

— Вы слышите мелодию? Мы приближаемся к музыкальной реке. Что хочется под неё делать? (танцевать). Танцуем под песню К. Орбакайте «Губки бантиком».

 

— На берегу музыкальной реки стоит сказочный дворец. Здесь живёт любовь — царица страны детства. В золотом ларце хранит она сокровища, которые дарит всем, кто знает волшебные слова. Вы их узнаете, если ответите на мой вопрос. Каким становится ваше сердце, когда вы в стране детства? (ответы детей).

 

Под мелодию «Маленькая страна» вручаются сердца всем детям, родителям, гостям.

 

— Наше путешествие по стране детства подходит к концу. Вы замечательные родители. В ваших сердцах живёт детство, а значит, вы всегда поймёте своих детей. Я рада, что все сегодня смогли вспомнить своё прекрасное детство и окунуться в страну сказок и чудес.

Like it