Групповая работа – как одна из форм деятельности учащихся на уроке

 

Жизнь это постоянная напряженная деятельность, а в современном обществе это еще и постоянное учение, нет учения – нет жизни.

Логика развития современной цивилизации ставит перед образованием задание, для выполнения которых необходимо формулировать новые концептуальные идеи обучения, которые органично объединяют элементы традиций и инноваций. Особенностью современности есть то, что человек, чтобы реализоваться в обществе, должен учиться практически всю жизнь. Качество современного образования, то есть соответствие требованиям общества, определяется не столько тем, что ребенок знает и чему он научился в школе, сколько способностям и умениям добывать новые знания и использовать их в новых условиях.

Вследствие разных причин с возрастанием роли естественно-математических наук во всем мире престиж их изучения в нашей стране неуклонно падает. Наши ученики, юноши и девушки прагматичны, они знают, в каких условиях выживают их родители, поэтому не мечтают стать учеными, изобретателями, инженерами.

Как же сделать так, чтобы ученики поняли, что математика – наука молодых, и они смогут сказать свое слово для ее развития? Как сделать так, чтобы ученики поняли необходимость изучения математики и, в конце концов, заинтересовались ею?

Для того, чтобы ученики учились увлеченно, каждый урок, как интересный спектакль, должен иметь красивое вступление, которое раскрывает ученикам ценность материала, который изучается, откроет им новые знания о жизни или тайны бытия природы, человека, общества. Важной является позитивная установка на урок, мотивация деятельности учащихся. Это можно сделать несколькими предложениями, от которых у каждого потеплеет на душе, или создать проблемную ситуацию, заинтриговать учеников так, что им захочется найти в время работы ответ на вопрос учителя.

Проблемной темой, над которой работает наша школа, является «Усовершенствование урока путем личностно ориентированного образования. Творческое развитие учителя и учеников, внедрение профильного обучения», поэтому я пытаюсь внедрять новые подходы в обучении, усовершенствовать свои уроки способами личностно ориентированного образования, активизировать изучение математики путем внедрения активных и интерактивных методов.

Для того, чтобы ученики учились с интересом, обучая друг друга на многих своих уроках, я использую групповую форму работы. По словам       А. Маслоу, в человеке преобладают две потребности – потребность в постоянном росте и потребность быть в безопасности, причем преобладает именно второе. Объединяя учеников в группы, я обеспечиваю им чувство личной безопасности, ведь теперь не ученик лично отвечает за результаты работы, а вся группа. Поэтому сильные ученики еще лучше раскрывают свои возможности в решении разноуровневых заданий, организаторские способности. Вместе с этим слабые ученики уже не угнетены «комплексом неуспешности», они чувствуют поддержку однодумцев, свободнее и уверенней чувствуют себя, включаются в работу своей группы.

Ученики всей группы объединены общей целью и знают, что успех работы зависит от труда каждого – только тогда можно достичь личной цели, когда товарищи по группе также достигнут успеха.

Итак, актуальность изучения применения групповой работы как одной из форм деятельности учащихся на уроке, продиктована самой жизнью, теми целями и задачами, которые ставит перед нами, учителями общество: формировать у учащихся такие ключевые компетентности как социальная, коммуникативная, личностная и самообразовательная.


 

I ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

1.1  Понятие групповой работы на уроках.

Групповая учебная деятельность учеников – это совокупная учебная деятельность небольших по составу групп учащихся, действующих в границах одного класса. Достижение общей цели групповой деятельности осуществляется благодаря совместным усилиям отдельных членов группы. Для этого вида учебной деятельности непосредственное общение учеников является одновременно и условием и результатом его осуществления.

Учитель в групповой учебной деятельности руководит работой каждого ученика опосредованно, через задания, которые он предлагает группе, и которые регулируют деятельность учеников. Отношения между учителем и учениками приобретает характер сотрудничества, потому что педагог непосредственно вмешивается в работу групп только тогда, когда у учеников возникают вопросы и они сами обращаются за помощью к учителю. Это их совместная деятельность.

Групповая форма работы будет эффективнее, если ее объединять с другими формами организации обучения. Использование ее обуславливается конкретными заданиями, которые решают ученики на разных этапах, содержанием учебного материала и готовностью учеников класса к работе в группах.

1.2  Общие характеристики групповой формы организации обучения.

Система обучения в современной школе перестает быть ориентированной только на уровне «знания» и «понимания». Ученики должны приобрести уже совершенно другие навыки: думать, понимать суть вещей, осмысливать идеи и концепции и уже на основании этого уметь искать нужную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях, формулировать и отстаивать собственное мнение.

Главной особенностью групповой форму организации обучения является то, что процесс обучения происходит в общей деятельности. По сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель – ученик» внутригрупповое сотрудничество относительно решения тех самых задач повышает ее эффективность почти на 10%.

Группа по отношению к каждому ее члену становится микрокосмосом (обществом в миниатюре), который отображает весь окружающий мир.

Значение групповой формы организации обучения состоит в том, чтобы приобретенный в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек мог перенести во внешний мир и использовать его с успехом.

Кроме того, каждый учитель должен понимать, что кроме сугубо учебных целей важно, что в процессе взаимодействий, происходящих в группе, осознавалась ценность других людей и формировалась потребность в общении с ними, в их поддержке.

Групповая форма организации обучения должна одновременно решать три основные задачи:

·        конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

·        коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и вне данной группы;

·        социально-ориентированная, которая воспитывает гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивидуума в обществе

В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной учебной деятельности:

§  решение поставленных задач

§  предоставление поддержки членам группы в процессе общей работы

Для того, чтобы обе эти функции реализовывались на всех этапах групповой работы, необходимо, чтобы учитель имел представление о возможном распределении ролей в группе, а так же об особенностях поведения во время выполнения той или иной роли на разных этапах деятельности.

 

Организация групповой деятельности

Компоненты деятельности

Функции группы, приводящие к успешной деятельности

Решение заданий

Предоставление поддержки

Роли членов группы

Инициатор, разработчик, координатор, контролер, оценщик, интерпретатор

Вдохновитель, гармонизатор, организатор общения, доброжелательный слушатель

Содержание деятельности

Внесение, принятие предложений, ведомостей, мыслей, их обработка

Поддержка начинаний, побуждение к высказываниям, принятие чужих идей

Результат

Мобилизация всех членов группы на поиск достижения поставленной перед группой цели

Поддержка членов группы и их сплоченности с целью облегчения достижения групповой цели

 

Учебное взаимодействие будет результативным и эффективным в том случае, если оно реализует обе функции в равной мере. В реальной практике обучения педагог нацелен на решение учебной задачи. Такая децентрализация учебного взаимодействия оправдана при традиционном способе обучения. Но при организации групповой работы эффективность обучения много в чем зависит от благоприятного эмоционального климата микрогруппы, психологического контакта, или общности психологического состояния, которое вызывает взаимопонимание в общей деятельности, связанное с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу сторон взаимодействия.

Формирование групповой общности можно начать со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и пр.

Ученикам можно предложить кротко ответить на вопрос: «Чего та ждешь от урока?», «Что тебе уже известно по этой теме?» и пр.

Учитель имеет право предложить школьникам 2-3 задания на концентрацию внимания; хорошо помогают образованию необходимой ауры такие «простые» детали обучения, как выбор эпиграфа к уроку, необычное приветствие учителя и т. д.

 

1.3  Способы образования групп

Формирование микроклимата задания продолжается на этапе объединения учеников в группы. Некоторые педагоги предлагают школьникам объединиться в группы «по желанию». «Плюсы» такого подхода содержатся в учете межличностных связей школьников. Но существуют и «минусы»: формируются группы, не равные по силе, и поэтому результаты совместной деятельности могут значительно отличаться; кроме того, внутри группы может создаться атмосфера, когда интерес к «желаемому» общению устраняет необходимость решения учебной задачи.

Для развития организационно-деятельностных качеств учеников применяются разнообразные способы образования групп:

1)      Группы образуются на основе уже существующего размещения учеников в классе. Например, группу образуют из 4 учеников, сидящих за соседними партами или в одном ряду. Этот способ образования группы имеет формальный характер. Одновременно он требует наименьших затрат времени.

2)      Состав ученических групп определяет учитель. Этот способ эффективен для оперативного решения заданий учителя при условии его авторитета среди учеников.

3)      Ученики самостоятельно распределяются на группы по 4 – 6 человек до начала занятий или тогда, когда они начались. Это наиболее естественный самоорганизующий способ при условии наличия времени.

4)      Класс или учитель сначала по определенным критериям избирает лидеров будущих групп, которые потом ведут набор в свои группы других учеников класса. Например, каждый из лидеров называет фамилию ученика, которого он приглашает в свою группу. Если ученик согласен – он подходит к лидеру. Группы заполняются постепенно и равномерно.

5)      Учитель назначает учеников, которые будут осуществлять набор членов в свои группы. Потом в уже образованных группах избирают новых лидеров. Этот способ помогает развитию коммуникативных навыков учеников, дает им шанс активно взаимодействовать.

6)      Учитель или ученики определяют и записывают на доске перечень главных вопросов по изучаемой теме. Каждый ученик избирает для себя вопрос и входит в соответствующую группу. Если группы окажутся очень большими количественно, они делятся на подгруппы. В уже образованных группах избирают лидера.

7)      Сначала избираются лидеры групп, которые и определяют проблему для занятия в группе. Потом другие ученики расходятся по группам с избранной тематикой проблем. Этот способ эффективен при наличии авторитетных учеников-специалистов.

8)      По одной теме дается несколько аспектов ее изучения с разными видами деятельности (например, «история», «техника», «опыты», «задачи», «игра», «проблемы»). Ученикам предлагается самим избрать группу с приоритетными для них видами деятельности, при этом осуществляется выбор ими индивидуальной траектории изучения темы.

9)      Самоорганизация групповой работы. Ученикам предлагается самим определить проблемы для групповых занятий и виды деятельности своих групп. Учителем устанавливаются временные интервалы деятельности групп и формы предоставления ими образовательного продукта. Группы имеют возможность заказывать необходимое оборудование для проведения эксперимента, по необходимости идут в библиотеки, проводят экскурсии и т. д. такая форма применяется в хорошо подготовленном для групповой работы классе.

10) Поэтапное образование групп. Сначала 3 – 5 учеников, достигших определенных успехов в изучении темы или проблемы объединяются в группу и самостоятельно работают во время проведения уроков отдельно от других учеников класса. С остальными учениками учитель проводит учебные занятия согласно плану. Группа учеников во время обучения расширяется, делится на подгруппы по определенным критериям. Так происходит до тех пор, пока большинство учеников не войдут в группу. Эта форма стимулирует переход учеников к групповой работе, но требует от учителя владения ситуационными методами организации обучения.

 

1.4  Организация учебного пространства.

Особого внимания при применении групповой формы организации обучения требует и организация учебного пространства. Диалоговые формы взаимодействия во время проведения занятий в группах предусматривают, что собеседники повернуты «лицом к лицу». Поэтому традиционное расположение парт или учебных столов, когда дети видят затылки друг друга и только лицо учителя, является неуместным.

Необходимо искать оптимальные варианты размещения учебных мест в зависимости от количества групп и числа учеников в каждой группе.

Смена привычной организации учебного пространства, возможность решать поставленные вопросы вместе готовят учеников к нетрадиционным формам обучения. Возникает парадокс: неожиданные сначала формы обучения становятся для учеников знакомыми и ожидаемыми. При входе в класс, где учебное пространство организовано иначе, чем обычно, у учеников возникает ответная реакция: готовность включиться в формы учебных взаимодействий, отвечающих обстановке.

 

1.5  Механизмы реализации учебной деятельности в группах.

Следующий этап – организация учебной деятельности в группе. Он содержит несколько ступеней:

·          усвоение учебного задания, стоящего перед группой;

·          процесс поиска (обсуждение наилучшего решения задачи);

·          обобщение мыслей и подведение итогов групповой работы;

·          презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определенных учителем.

Как правило, учебное задание, поставленное перед группой учителем по-разному воспринимается учениками. Это обусловлено индивидуальными особенностями восприятия школьников:

o   одни понимают именно так, как того хочет учитель;

o   другие отвлеклись, что-то «достроили» сами, и поэтому их представление о задании не совпадает с учительским.

К тому же (и это очень важно), содержание учебного задания для группы имеет иной характер, чем при традиционных формах работы. Не стоит, например, группе предлагать решать обычную задачу из учебника, если 2/3 класса могут решить ее самостоятельно. Только нестандартная постановка проблемы заставляет школьников искать помощи друг у друга, обмениваться мыслями – так формируется общее мнение группы.

Как правило, группы ведут самостоятельную учебную деятельность, поэтому прежде их нужно этому научить. Проводится общий инструктаж, раздаются специальные памятки, заранее готовятся задания, проводятся консультации групповодов, учитель принимает участие в работе отдельных групп. Приведем виды деятельности групп:

·          подготовка выступления перед классом, демонстрация опытов, изучение, конспектирование литературы;

·          выступление учеников внутри групп по подготовленным заранее вопросам. Группа осуществляет отбор сообщений для выступления перед классом;

·          подготовка учеников к взаимодействию с другими группами – разработка вопросов для них, подготовка конкурсов и соревнований, участие групп в решении общей для всего класса задачи;

·          выполнение длительного творческого задания – исследование объекта, конструирование прибора или механизма, разработка проекта и т. д.

·          подготовка группы учащихся к проведению семинара, или иного вида занятия со всем классом (лабораторной работы, экскурсии, викторины и т. п.).

В работе групп преобладают организационно-деятельностные виды работы:

§  ученики занимаются постановкой целей;

§  планируют свою работу;

§  обсуждают возникающие проблемы;

§  распределяют работу внутри группы;

§  контролируют, анализируют и оценивают свою деятельность;

§  проводят рефлексию.

Способы обсуждения в группе могут быть разными. Наиболее эффективными на первом этапе является высказывания каждым членом группы своих мыслей «по часовой стрелке», то есть не прерывая друг друга. Это дисциплинирует школьников, приучают следить за своей речью.

В группах, где работа «не идет», учитель должен применить разнообразные методы активизации и координировать работу группы самостоятельно. В конце каждого занятия в группах подводится рефлексионный итог: что сделано, как работали, какие задания на будущее. За результативностью работы внутри группы по этапам следит ее лидер-групповод.

 

1.6  Алгоритм организации обучения в малых группах.

Понятием «малая группа» в педагогике обозначают относительно постоянную, небольшую по численности группу, члены которой пребывают в непосредственном взаимодействии друг с другом, что ведет к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм. В условиях образовательного процесса, группа представляет собой объединение учеников с целью решения конкретно-познавательных, коммуникативно-развивающих и морально-воспитательных задач. Объединение учеников в группы может иметь как относительно постоянный, так и временный характер.

В учебном процессе количественный и качественный состав малой группы будет определяться не только учебной тактикой, но и стратегией формирования классного коллектива.

По мнению специалистов, большинство заданий следует обрабатывать именно в малых группах или парах, потому что ученикам лучше высказываться в небольшой по составу группе. Работа в малых группах дает возможность сэкономить время урока, так как отпадает надобность выслушивать каждого ученика в большой группе. Рассмотрим один из вариантов алгоритма организации работы в малых группах.

1.  Объедините учеников в малые группы (4 – 6 человек).

2.  Ознакомьте их с ролями, которые они могут выполнять.

Групповод (спикер, руководитель группы):

·     зачитывает задание группы;

·     организовывает порядок выполнения;

·     предлагает участникам группы высказаться по очереди;

·     поощряет группу к работе;

·     подводит итоги работы;

·     готовит доклад об итогах работы группы (или может назначить докладчика).

Секретарь:

·     ведет записи результатов работы своей группы;

·     записи ведет сжато и разборчиво;

·     как член группы должен быть готовым высказать мнение группы во время подведения итогов или помощи докладчику.

Посредник:

·     следит за временем;

·     поощряет группу к работе.

Докладчик:

·     четко высказывает мнение группы;

·     докладывает о результатах работы группы.

3.  Дайте каждой группе конкретное задание и инструкцию относительно организации групповой работы:

·     можно высказываться сначала по желанию, а потом по очереди;

·     необходимо придерживаться одного из правил активного слушания, если кто-то говорит, все слушают и не перебивают.

·     следует стараться обсуждать идею, а не личности учеников, которые ее высказывают;

·     следует сдерживаться от оценок и оскорблений участников группы;

·     желательно стараться прийти в группе к общему мнению, хотя в некоторых случаях может возникать особое мнение, и оно имеет право на существование.

4.  Выделите время на выполнение групповой работы. Во время групповой работы предоставьте каждой группе необходимую помощь.

5.  Предложите группам представить результаты своей работы.

6.  Прокомментируйте работу групп.

 

1.7 Нормы поведения при групповом обучении.

В процессе поиска решения задачи при групповой форме организации обучения происходит столкновение разных точек зрения учащихся. Одно из наиболее тяжелых правил поведения учащихся состоит в том, что необходимо различать личность одноклассника и ту роль, которую он исполняет в процессе групповой работы. Например, как инициатор, ученик может выдвигать любые, даже фантастические идеи, при этом другие члены группы не должны высмеивать его за нереальность выдвинутых им предложений. Г. А. Цукерман рекомендует выявлять на практике организации групповой деятельности как позитивные, так и негативные образцы взаимодействия.

Роль первых состоит в поощрении групп, которые сработались и в демонстрации менее удачным группам путей и возможностей группового взаимодействия. Разбор негативных образцов, где обострена конфликтная ситуация, помогает классу не только интуитивно почувствовать, но и доказать, осмыслить нормы и правила взаимодействия как способа предупреждения обид. Учитель как и ведущий психо-тренинговой группы, в зависимости от ситуации (готовность класса к групповой форме обучения, степень сплаченности коллектива) может:

ü  сначала обозначить допустимые и недопустимые формы взаимодействия;

ü  дождаться конфликтной ситуации, и уже постфактум познакомить учеников с нормами поведения учеников в группе;

ü  объединить первый способ со вторым.

Часть педагогов-исследователей считает, что при переходе к формам учебного сотрудничества стоит потратить 3 – 4 занятия именно на ознакомление учащихся с нормами группового поведения.

Специалисты выделяют такие нормы поведения при использовании групповой формы организации обучения:

Ø  в общей работе нет актеров и зрителей, все – участники;

Ø  каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая;

Ø  необходимо говорить так, чтобы тебя поняли;

Ø  высказываться непосредственно по теме избегая ненужной информации;

Ø  если прозвучавшая информация не совсем понятна, ставьте вопрос «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только после этого делать выводы;

Ø  критикуются идеи, а не личности;

Ø  цель общей деятельности состоит не в победе какой-то точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнать разновозможные подходы к решению проблемы.

 

Выводы: групповая учебная деятельность учеников на уроках имеет значительные преимущества в сравнении с другими методами, а именно:

1)    Помогает создавать на уроке условия для формирования позитивной мотивации учения школьников;

2)    Дает возможность осуществлять дифференциацию обучения;

3)    Создает условия для сознательного и самостоятельного выбора учеником уровня усвоения учебного материала, отвечающего требованиям Госстандарта;

4)    Способствует выработке умения сотрудничать с другими учениками;

5)    Обеспечивает активность всех учеников;

6)    Реализует естественное стремление школьников к общению, взаимопомощи, сотрудничеству;

7)    Повышает результативность обучения и развития школьников.

Групповая учебная деятельность способствует так же формированию у учащихся таких ключевых компетентностей как социальная, коммуникативная, личностная и самообразовательная.

 

II ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ С ПРИМЕНЕНИМ ГРУППОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

2.1 Структура урока.

Групповую форму можно проводить на любом этапе урока. Продолжительность групповой работы может быть от 5 – 10 до 25 – 35 минут. Структура урока при этом может быть разной. Чаще всего такой:

1.            Организационный этап.

2.            Создание проблемной ситуации и формулирование целей урока.

3.            Ознакомление учащихся с заданиями для каждой группы. Сообщение о продолжительности работы.

4.            Работа в группе. Предложение заданий, требующих решения. Наблюдение за работой групп, предоставление в случае необходимости помощи.

5.            Общее обсуждение выполненных заданий. Все группы поочередно отчитываются перед классом. Сообщает о решении заданий лидер группы (каждый раз другой). Важно, чтобы группу по очереди представляли все ее члены. Выступление ученика дополняют сначала члены его группы, затем члены других групп. Учитель руководит обсуждением результатов работы групп.

6.            Оценивание работы каждой группы и отдельных ее членов; запись домашнего задания.

7.            Итог урока.

Урок планируем так, чтобы оставалось время на обсуждение результатов и их оценивание.

 

2.2 Урок изучения нового учебного материала.

Сначала можно провести фронтальный обзор нового учебного материала, а потом более детальное изучение его в группах.

Например, объяснив доказательство теоремы о первом признаке равенства треугольников, предлагают ученикам рассмотреть еще раз его в группах. При этом комплектуются разноуровневые группы, в которых более сильные учащиеся помогают более слабым. Возникают условия для активного осмысления теоремы о первом признаке равенства треугольника. Наблюдая за работой учеников, в группах проводится опрос путем фронтальной беседы, выясняются непонятные моменты, отвечая на поставленные вопросы.

Геометрия, 8 класс «Прямоугольник. Ромб, свойства прямоугольника, ромба»

Ученики класса объединяются в группы таким способом: ученики, сидящие за партами с нечетными номерами – І группа, ученики за партами с четными номерами – ІІ группа.

Задание I группе: дать определение прямоугольника и доказать свойство его диагоналей.

Задание ІІ группе: дать определение ромба и доказать свойство его диагоналей.

Как результат работы групп – создание опорного конспекта в тетрадях, включающие в себя план доказательства соответствующих теорем.

Во время работы групп учитель консультирует учеников, отвечает на возникающие вопросы.

Такая работа длится 10 – 15 минут. После чего ученики І и ІІ групп (парты 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6) объединяются в новые группы, где есть 2 представителя от группы, изучавшей прямоугольник, и 2 – от группы, изучавшей ромб, ученики обмениваются информацией. Результатом работы новых групп является создание в тетради опорного конспекта.

Во время проверки выполнения заданий к доске вызываются лучшие из учащихся (создание «образцовых ответов»), причем ученик, изучавший свойство прямоугольника, рассказывает о свойствах ромба и наоборот. Потом еще раз ученики всего класса вместе с учителем повторяют основные пункты доказанных теорем.

 

2.3 Уроки закрепления и применения знаний, умений, навыков учащихся.

На этих уроках групповая работа является наиболее продуктивной. Каждой группе предлагаю на карточках 8 – 12 задач начального, среднего, достаточного и высокого уровней. Ученики из этих задач выбирают те, которые они могут решить и позже объяснить решение. На решение задач отводится 20 – 25 минут. Ученики, решившие задачи помогают своим товарищам по группе. После этого представители групп, которых назначают ученики – ассистенты или учитель объясняют у доски решение задач. Учащиеся класса рецензируют решение. К уроку ученики-ассистенты могут готовиться заранее, получив от учителя дополнительное задание и продемонстрировав умение выполнять его на высоком уровне. Учитель должен быть уверенным в знаниях и умениях ассистента.

После этапа актуализации знаний консультанты работают индивидуально и решают задания повышенного уровня сложности. Остальные ученики решают задачи устно или письменно на доске или комментируют их с места под руководством учителя.

Далее, класс объединяется в группы, и консультанты, решившие свои задания, сдают тетради учителю на проверку и работают во главе групп по решению задач из темы для закрепления знаний, умений, навыков. Учитель имеет возможность проверить выполнение заданий сильными учениками, после чего может проконтролировать и проконсультировать работу в группах.

На этапе рефлексии учитель выборочно проверяет тетради учеников, или собирает тетради всех учеников после урока.

2.4 Уроки формирования умений и навыков.

Проверив домашние задания и фронтально закрепив учебный материал, предлагаю учащимся решить задачи в группе. Сначала ученик на доске решает задание. После этого ученикам в группе предлагаю решить 1 – 3 задачи, аналогичные предыдущей. В процессе решения задач ученики общаются между собой, выбирают оптимальный способ решения. Проверить правильность решения некоторой задачи можно при помощи откидной доски, на которой коротко записано решение. После этого предлагаю ученикам самостоятельно 1 – 2 задачи по теме.

Урок будет более результативным, если групповую форму соединять с фронтальной и индивидуальной формами обучения. Есть разные варианты такого объединения. Например, эффективной является взаимосвязь вида:

1)  фронтальная форма – групповая недифференцированная – индивидуальная;

2)  групповая форма – фронтальная форма – индивидуальная.

Главная функция учителя состоит в организации сотрудничества в группах.

 

2.5  Урок обобщения и систематизации знаний.

Дидактические задания:

1.     Проверить и установить уровень овладения учениками основами знаний и способами познавательной деятельности;

2.     Повторить, глубоко осмыслить учебный материал, откорректировать умения и навыки учеников.

Работа в группах сменного состава на таких уроках имеет целью проверить умения и навыки учеников в нестандартных ситуациях, творчество учеников в заданиях наивысшего уровня.

 

 

Алгебра 8 класс. Тема: «Теорема Виета»

На таком уроке ученики выполняют упражнения повышенного уровня сложности, например, не решая квадратного уравнения                         – 10x + 12 = 0, корни которого х1, х2, найти сумму квадратов корней этого уравнения.

Ученики находят способ решения такого упражнения при помощи теоремы Виета, представив сумму квадратов в виде

 +  = (x1 + x2)2 – 2 x1 x2.

Далее предлагается упражнение: при каких значениях параметра а сумма квадратов корней уравнения  - ах + 4а = 0 равняется 9? Ученики предлагают разные способы решения и приходят к мысли, что при помощи теоремы Виета решение будет наиболее рациональным с использованием способа решения предыдущего упражнения.

Подводя итоги (этап рефлексии), учитель предлагает ученикам поработать в группах и попытаться составить задания для квадратных уравнений с параметрами, которые можно было бы решить по теореме Виета.

Каждой группе учитель предлагает памятку, по которой работают ученики, например:

1.     Связать корни уравнения определенным условием (отношение корней уравнения равно п).

2.     По корням составить квадратное уравнение.

3.     Заменить второй коэффициент или свободный член уравнения параметром.

4.     Согласно с условием, которым связаны корни, поставить вопросы к квадратному уравнению и значению параметра в нем.

Памятки для других групп отличаются лишь первым пунктом (т. е. условием, связывающим корни). Это может быть: разность корней равна п; один из корней уравнения в п раз больше другого; 2 x1  + 3 x2 = п и др.

Та группа учеников, которая первой выполнила задание, предлагает его для рассмотрения всему классу.

Например, найти значение параметра а, при котором один из корней уравнения х2 + (а – 1) х + 12 = 0 в 3 раза больше другого корня ?

Еще один известный способ работы учеников в группах – «Ажурная пилка» [4, с. 56] позволяет изучить значительное количество информации за короткий срок, а также поощряет учеников помогать друг другу учится учась.

Бесспорно, групповая работа на уроках дает хорошие результаты в обучении детей математике. Это подтверждено практикой. Однако понятно, что и такая форма работы имеет свои недостатки. Не всегда учитель может на 100% проконтролировать работу всех групп, иногда возникают проблемы относительно адекватного оценивания группой и учителем своей работы. Однако, удачное объединение пассивной, активной и интерактивной форм работы учеников на уроках математики дают свои результаты, а недостатки каждой из таких форм становятся незначительными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, целесообразность использования групповой работы подтверждена результатами. Это, прежде всего, повышение качества знаний учащихся, а во-вторых, повышение интереса учеников к изучению математики, утверждение каждого ученика как полноправной личности, способной к самореализации.

Сегодня от системы образования ждут выпускника – личность, которая должна овладеть:

·     самостоятельностью в выборе и принятии решений;

·     умением выполнять и отвечать за свои решения;

·     готовностью нести ответственность за себя и за своих близких;

·     готовностью действовать в нестандартных ситуациях;

·     приемами учится самостоятельно и естественно воспринимать изменения и постоянную переподготовку;

·     ключевыми компетентностями и компетентностями из разных отраслей знаний;

·     толерантностью, т. е. пониманием того, что, кроме собственного мнения, которое нужно уметь отстаивать, аргументировать и защищать, есть и другие имеющие право на существование. Жизнь в социуме – это постоянный поиск разумных компромиссов;

·     умение идентифицировать себя одновременно как члена того, или иного этноса, носителем национальной культура и просто гражданином мира.

Именно групповая работа как одна из форм деятельности учащихся позволяет нам реализовать поставленные перед образованием задачи.

 

Like it