Урок литературы в 11 классе. Пауло Коэльо – современный популярный писатель в мире.

Отдел образования Терновского горисполкома

Коммунальное заведение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 с классами вечерней очной формы обучения»

 

 

 

 

 

Пауло Коэльо – современный популярный писатель в мире.

Сведения о бразильском писателе, проблема осуществления жизненной мечты и преодоления препятствий на пути к цели в символической повести – притче «Алхимик»

 

 

 

 

 

Уроки литературы в 12 классе (12 – летней школы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

Родзян Галины Владимировны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2008 год

 

Методические рекомендации составлены согласно требованиям новой программы по литературе. Предмет «Литература (русская и зарубежная)» призван содействовать формированию нравственно – мировоззренческих качеств учащихся, их духовно – ценностных ориентаций, расширению культурно – познавательных интересов, воспитанию вкусов и потребностей. Это и есть одна из важнейших задач учителя – словесника.

Изучение на уроках литературы в 11 классе творчества популярного бразильского писателя Пауло Коэльо дает возможность учащимся представить разные исторические эпохи, глубже раскрыть мир писателя, образы героев, развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувства прекрасного, умение понимать и ценить произведение искусства, красоту и богатство природы, умение добиваться успеха в жизни, «добиваться воплощения своей судьбы – единственной подлинной обязанности человека…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пауло Коэльо

 

 

Бразилец Пауло Коэльо - один из самых незаурядных писателей в мире!

С 1988 года, с момента выхода знаменитого "Алхимика", его романы, переведенные на 52 языка, входят в разряд культовых и на сегодняшний день уже продано более тридцати пяти миллионов книг в 140 странах мира.

Пауло Коэльо родился в Рио-де-Жанейро 24 августа 1947 года в семье инженера. С детства он мечтал стать писателем. Но в 60-е годы в Бразилии искусство было запрещено военной диктатурой. В то время слово "художник" было синонимом слов "гомосексуалист", "коммунист", "наркоман" и "бездельник". Беспокоясь о будущем сына и пытаясь оградить его от преследований властей, родители отправляют 17 летнего Пауло в психиатрическую больницу. Выйдя из больницы, Коэльо становится хиппи. Он читает все без разбора - от Маркса и Ленина до "Бхагават-гиты". Затем, основывает подпольный журнал "2001", в котором обсуждаются проблемы духовности, Апокалипсис. Помимо этого Пауло пишет тексты анархических песен. Звезда рока Raul Seixas, бразильский Джим Моррисон, сделал их такими популярными, что Коэльо в одночасье становится богатым и знаменитым. Он продолжает искать себя: работает журналистом в газете, пытается реализоваться в театральной режиссуре и драматургии.

Но вскоре темы его стихов привлекли внимание властей. Коэльо обвиняют в подрывной антиправительственной деятельности, за что трижды арестовывают и подвергают пыткам.

Выйдя из тюрьмы, Коэльо решает, что пришло время остепениться и стать нормальным человеком. Он перестает писать и делает карьеру в CBS Records. Но в один прекрасный день его увольняют без всяких объяснений.

И тогда он решает отправиться путешествовать. Случайная встреча в Амстердаме приводит его в католический орден RAM, созданный в 1492 г. Здесь Пауло научился понимать язык знаков и предзнаменований, встречающихся на нашем пути. Согласно ритуалу пути, орден направляет его в паломническое путешествие в Сантьяго де Компостелла. Преодолев 80 километров по легендарной тропе паломников, Коэльо описал это путешествие в своей первой книге "Паломничество", изданной в 1987 году. Вскоре за ней последовала и вторая - "Алхимик", принесшая автору мировую известность.

"Алхимик" до сих пор остаётся самой продаваемой книгой в истории Бразилии и даже упомянут в Книге рекордов Гиннеса. В 2002 году португальский "Журнал де Летрас", авторитетное издание в области местной литературы и литературного рынка, объявил о том, что количество проданных экземпляров "Алхимика" превышает количество проданных экземпляров любой другой книги, написанной на португальском за всю историю развития этого языка.

В мае 1993 года издательство "ХарперКоллинз" выпустило 50 000 экземпляров "Алхимика", что далеко превосходит первоначальные тиражи всех прочих бразильских книг, когда-либо выходивших в Соединённых Штатах. Джон Лоудон, исполнительный директор "ХарперКоллинз", на церемонии выпуска тиража сказал: "Это всё равно, что проснуться на заре и увидеть как восходит солнце, пока весь остальной мир ещё спит. Подождите, пока все проснутся и тоже увидят солнце". Такой энтузиазм со стороны "ХарперКоллинз" весьма порадовал Пауло. "Для меня это особый момент", - сказал он. Его издатель на церемонии добавил: "Надеюсь, что история публикации этой книги в США окажется столь же долгой, увлекательной и успешной, сколь и само это повествование".

Десять лет спустя, в 2002 году, Джон Лоудон написал Пауло: "Алхимик" в нашем издательстве стал одной из самых важных книг последних лет. Мы гордимся этой книгой и её успехом. История ее успеха у нас - под стать самой истории, описанной в этой книге!" В план юбилейных торжеств в честь первой публикации издательство "ХарперКоллинз" включило выпуск международной версии книги, предназначенной для удовлетворения спроса постоянно растущей армии ее поклонников по всему миру.

Джулия Робертс: "Это словно музыка! То, как он пишет, - это прекрасно!" ("Пауло Коэльо, Алхимик слова", документальный фильм, производство Дискавери/Поло де Имахем).

Мадонна: "Алхимик" - прекрасная книга о магии, мечте и сокровищах, которые мы ищем везде, а находим у себя на пороге" (интервью немецкому журналу "Зонтаг-Актуэль").

До публикации в США "Алхимик" выходил в небольших испанских и португальских издательствах. В Испании книга не входила в список бестселлеров до 1995 г. Семь лет спустя Издательская гильдия Испании написала, что "Алхимик" ("Эдиториал Планета") стала лучшей продаваемой книгой 2001 года в Испании. В 2002 году испанское издательство подготовило беспрецедентный выпуск собрания сочинений Пауло Коэльо. В Португалии, где разошлось более миллиона экземпляров его книг, Коэльо также считается самым продаваемым автором ("Эдиториал Пергаминьо").

Моника Антунес, сотрудничавшая с Пауло с 1989 года, после того, как прочитала две его книги, в 1993 году вместе с Карлосом Эдуардо Ранхелем учредила в Барселоне литературное агентство "Сан-Джорди Асосиадос" с целью продажи прав на произведения Коэльо.

В мае того же года, после публикации "Алхимика" в Соединённых Штатах, Моника предложила произведение нескольким международным издателям. Первым права приобрело норвежское издательство "Экс либрис". Его владелец, Ойвинд Хаген, писал Монике: "Эта книга произвела на меня сильное и глубокое впечатление". Несколько дней спустя владелица только что основанного издательства "Анн Карьер Эдисьон" писала в ответном письме Монике: "Это удивительная книга, и я хочу сделать всё от меня зависящее, чтобы она стала бестселлером и во Франции".

В сентябре 1993 года "Алхимик" возглавил список бестселлеров Австралии. "Сидней Морнинг Геральд" заявил: "Это книга года. Очаровательный пример безграничного изящества и философской глубины".

В апреле 1994 года "Алхимик" вышел во Франции ("Анн Карьер Эдисьон"). В прессе он получил великолепные отзывы, а читающая публика приняла книгу с восторгом. Так "Алхимик" начал восхождение по списку бестселлеров. За два дня до Рождества Анн Карьер писала Монике: "Посылаю вам в подарок список бестселлеров из Франции. Мы на первом месте!" В каждом французском списке эта книга находилась на первом месте, где и продержалась пять лет. После такого феноменального успеха во Франции книги Пауло Коэльо перестали быть чисто литературным явлением и, заручившись поддержкой Европы, начали свое триумфальное шествие по всему миру.

С тех пор каждый из шести романов Коэльо, переведённых на французский язык, успел возглавить списки бестселлеров, удерживая позиции на протяжении нескольких месяцев. Однажды три романа одновременно возглавляли лучшую десятку.

Роман "У реки Пьедра я сидела и плакала", опубликованный в Бразилии издательством "Рокка", подтвердил международный статус писателя. В этой книге Пауло обращается к женской стороне человеческой природы.

В 1995 году "Алхимик" был опубликован в Италии ("Бомпьяни") и тут же занял первую позицию в списке бестселлеров. В следующем году Пауло Коэльо был удостоен двух престижных итальянских премий - "Супер Гринцане Кавур" и "Флаиано Интернешнл".

В 1996 году "Эдиториал Обжетива" получила права на книгу "Пятая гора", заплатив аванс в миллион долларов - самый крупный из всех, что когда-либо получали бразильские авторы. В том же году Пауло был удостоен звания "Chevalier des Artes et des Lettres ", а Филипп Дуст-Блази, министр культуры Франции, заявил: "Вы стали алхимиком для миллионов читателей. Ваши книги творят благо: они побуждают нас мечтать и ведут на поиски духовной истины". В том же 1996 году Коэльо был назначен особым советником программы ЮНЕСКО "Духовные точки соприкосновения и межкультурные диалоги".

В том же году "Алхимик" был опубликован и в Германии ("Диогенес"). В 2002 году издание в твёрдой обложке побило все рекорды, продержавшись более шести лет в списке бестселлеров журнала "Дер Шпигель".

В 1997 году на Франкфуртской книжной ярмарке его издатели вместе с представителями "Диогенес" и "Сан-Хорди" устроили вечеринку в честь Пауло и в честь предстоявшей тогда же международной публикации "Пятой горы". Это произошло в марте 1998 года, и главные торжества проходили в Париже. Пауло привёл в восхищение его успех в Книжном салоне ("Салон дю Ливр"), где он подписывал свои книги на протяжении семи с лишним часов. Его французский издатель, Анн Карьер, организовала в его честь ужин в музее Лувр. Этот ужин посетили несколько сотен знаменитостей и журналистов.

В 1997 году Коэльо опубликовал свою очередную книгу - "Учебник воина света", собрание философских мыслей, помогающих нам открыть воина света в самих себе. Миллионы читателей оценили эту книгу по достоинству. Впервые она была опубликована в Италии ("Бомпьяни"), где имела поразительный успех.

В книге "Вероника решает умереть", опубликованной в 1998 году, Коэльо возвращается к повествовательной манере. Этот роман получил прекрасные отзывы.

В январе 2000 года Умберто Эко в интервью для "Фокуса" сказал: "Мне нравится последний роман Коэльо. Он и в самом деле производит на меня глубокое впечатление". Шинед О'Коннор в интервью "Айриш Сандей Индепендент" заметила: "Самая невероятная книга, какую я когда-либо читала, - это "Вероника решает умереть".

Осенью 1998 года Пауло совершил турне по Азии и странам Восточной Европы, начав его в Стамбуле, проехав на Восточном экспрессе через Болгарию и завершив свой путь в Риге.

Журнал "Лире" (март 1999 г.) объявил его вторым из самых продаваемых авторов 1998 года во всём мире.

В 1999 году Коэльо был удостоен престижной награды "Кристал эуорд". Как было сказано на Международном экономическом форуме, "Пауло объединил такие разные культуры силой слова, чем и заслужил эту награду". С 1998 года и по сей день Пауло остается почетным членом Международного экономического форума. В 2000 году его избрали в члены правления Швабского фонда социального предпринимательства.

В 1999 году Французское правительство удостоило его звания кавалера Национального ордена Почётного легиона.

В том же году Пауло принял участие в книжной ярмарке в Буэнос-Айресе, где демонстрировал книгу "Вероника решает умереть". Посетители отреагировали на неожиданное присутствие Пауло в высшей степени эмоционально. Все средства массовой информации согласились, что никто из других авторов не может собрать столь многочисленную публику. "Коллеги, работающие на книжной ярмарке на протяжении последних 25 лет, утверждают, что не видели ничего подобного, даже когда был жив Борхес. Это исключительный случай. Не думаю, что когда-либо увижу, как другой писатель вызовет подобную реакцию. Невозможно описать в словах то восхищение, какое Пауло пробуждает в людях", - сообщает Лидия Мария из V & R. Однажды очередь из желающих получить автограф выстроилась за четыре часа до назначенного времени, и распорядители ярмарки согласились продлить рабочий день, чтобы никто не ушёл разочарованным.

В мае 2000 г. Пауло приехал Иран и стал первым с 1979 года немусульманским писателем, посетившим страну в рамках официального визита. Его пригласил Международный центр диалога между цивилизациями. Подсчитано, что до этого визита уже были распроданы миллионы пиратских копий его книг (Иран никогда не подписывал международных соглашений по авторским правам). Пауло Коэльо стал также и первым немусульманским писателем, получившим гонорар за издания своих книг в этой стране. До этого он и надеяться не мог на столь тёплый приём и широкое признание в стране, так непохожей на страны Запада. Послушать его и подписать книги пришли тысячи иранских читателей.

В сентябре книга "Дьявол и синьорита Прим" была опубликована одновременно в Италии ("Бомпьяни"), Португалии ("Пергаминьо") и Бразилии ("Обжектива"). В дни выхода первого тиража Пауло в своём доме в Рио-де-Жанейро давал десятки интервью международным средствам массовой информации. В это же время впервые было публично объявлено о существовании института Пауло Коэльо, который он вместе со своей женой, Кристиной Оитисией, основал в 1996 году. Цель этой организации - предоставление помощи и возможностей к социальной адаптации неимущим слоям бразильского общества, в первую очередь детям и пожилым людям.

В 2001 году книга продолжала публиковаться по всему миру и вошла в списки бестселлеров на тридцати языках, на которые была переведена к тому времени.

В 2001 году Пауло был удостоен БАМБИ, самой старой и наиболее почётной награды Германии. Согласно мнению жюри, убеждение автора в том, что каждому человеку предназначено стать "воином света" в этом тёмном мире, содержит глубокий гуманистический смысл, который приобрёл особо трагическое звучание в связи с событиями того года.

В том же 2001 году Пауло впервые посетил Колумбию и принял участие в книжной ярмарке Боготы. Тысячи поклонников, ожидавшие прибытия своего кумира, приветствовали его так бурно, словно перед ними предстала какая-нибудь звезда поп-музыки. Пауло призывал к спокойствию и терпению, обещая подписать все книги. Всего за пять часов было подписано и продано 4000 экземпляров.

В сентябре Коэльо посетил книжный магазин "Бордерс" в Лондоне, где также подписывал свои книги. По словам распорядителя, Финна Лоуренса, церемония подписания "Дьявола и синьориты Прим" ("ХарперКоллинз") "несомненно стала крупнейшим событием года". Ее посетили жители всех пяти континентов - гости из Японии, Пакистана, Анголы, Америки и всех европейских стран. В ноябре Коэльо отправился в Мексику, где его часами ожидали тысячи читателей на книжной ярмарке в Гвадалахаре.

В начале 2002 года Пауло впервые приехал в Китай, где посетил Шанхай, Пекин и Нанкин, приняв участие в различных мероприятиях, в том числе раздаче подписей и встречах с читателями.

25 июля 2002 года Пауло Коэльо стал членом Бразильской литературной академии (ABL). По общему согласию ему предоставили кресло номер 21. Цель этой академии, штаб-квартира которой находится в Рио-де-Жанейро, - сохранение бразильской культуры и языка. Сразу же после избрания Пауло получил более трёх тысяч посланий от читателей и стал главным объектом новостей по всей стране. Когда писатель выходил в тот день на улицу, поклонники, собравшиеся у дверей его дома, встретили его аплодисментами. Несмотря на горячее признание со стороны миллионов, Коэльо порой подвергался нападкам со стороны некоторых литературных критиков, потому избрание в члены Академии и стало таким важным общественным событием.

В сентябре 2002 году Пауло произвёл настоящую сенсацию, отправившись в Россию с пятью своими книгами, которые одновременно попали в список местных бестселлеров: "Дьявол и синьорита Прим" (номер первый), за которым следовали "Алхимик", "Книга Воина Света", "Вероника решает умереть" и "Пятая гора" (издательство "София"). Всего лишь за две недели в России было продано свыше 250 000 экземпляров его книг, а за год - в общей сложности более миллиона. По словам коммерческого директора сети M Д K, церемония подписания книг здесь приобрела самый широкий масштаб. "Мы никогда не видели, чтобы столько читателей приходили для того, чтобы их любимый автор оставил на книгах свою подпись. Мы провели множество мероприятий в нашем книжном магазине. Прежде нас посещали такие влиятельные гости, как экс-президенты Ельцин и Горбачёв и даже ныне действующий президент Путин, но столько посетителей у нас не собиралось никогда. Это было поистине невероятное событие. Пришлось даже отказывать сотням читателей, пытавшихся присоединиться к огромной толпе".

В октябре 2002 года Пауло получил награду Planetary Arts (Планетарных искусств) Будапештского клуба во Франкфурте, где в его честь бывший президент США Билл Клинтон произнёс хвалебную речь.

Пауло постоянно поддерживает связь со средствами массовой информации посредством многочисленных интервью, а также статей в газетах и журналах. За несколько лет он написал множество статей и очерков для всех наиболее влиятельных изданий.

В марте 1998 года Коэльо стал вести ежедневную колонку в бразильской газете "О Глобо". Она пользовалась таким успехом среди читателей, что "Сант-Хорди" предложило ему вести колонки и в других международных изданиях. Четыре года спустя они до сих пор публикуются в таких газетах, как мексиканская "Реформа".

Колонки Коэльо регулярно выходили в "Коррьере делла Сера" (Италия), "Эль Семаналь" (Испания), "Та Неа" (Греция), "ТВ-Хёрен + Зеен" и "Велт ам Зоннтаг" (Германия), "Анна" (Эстония), "Зверцадло" (Польша), "Эль Универсо" (Эквадор), "Эль Насьональ" (Венесуэла), "Эль Эспектадор" (Колумбия), "Чайна Таймс Дейли" (Тайвань) и многих других периодических изданиях.

Библиография:

- "Паломничество" или "Дневние мага", 1987
- "Алхимик", 1988, рус.пер. 1998
- "Брида", 1990
- "Валькирии" , 1992
- "Мактуб" , 1994
- "У реки Рио-Пьедра села я и заплакала…" , 1994, рус. пер. 2002
- "Пятая гора" , 1996, рус.пер. 2001
- "Книга Воина Света", 1997, рус.пер. 2002
- "Любовные письма пророка", 1997
- "Вероника решает умереть", 1998, рус.пер. 2001
- "Дьявол и сеньорита Прим", 2000, рус.пер. 2002
- "Отцы, сыновья и деды", 2001
- "Одиннадцать минут", 2003, рус.пер. 2003
- "Заир", 2005

 

Пауло Коэльо удостоен множества престижных наград:

· "Prix Lectrices d'Elle" (France '95)
· "Knight of Arts and Letters" (France '96)
· "Flaiano International Award" (Italy '96)
· "Super Grinzane Cavour Book Award" (Italy '96)
· "Golden Book" (Yugoslavia '95, '96, '97, '98, '99 and 2000)
· Finalist for the "International IMPAC Literary Award" (Ireland, '97 and 2000)
· "Comendador de Ordem do Rio Branco" (Brazil '98)
· "Crystal Award" by the World Economic Forum ('99)
· "Golden Medal of Galicia" (Spain, '99)
· "Chevalier de L'Ordre national de la Legion d'honneur" (France '99)
· "Crystal Mirror Award" (Poland , 2000)
· "Dialog of Cultures" awarded by the "Club of Budapest" (Germany, 2001)
· "XXIII Premio Internazionale Fregene" (Italy, 2001)
· "Bambi 2001 Award" (Germany, 2001)

 

 

 

 

          Судьба ведет того, кто хочет, волочит того, кто не хочет.

                                                                                                Сенека.

           Проблема осуществления жизненной мечты и преодоления препятствий на пути к цели в символической повести – притче «Алхимик»  бразильского писателя Пауло  Коэльо. Урок-диалог с элементами исследования.   11 класс.

 

Цели: познакомить учащихся с творчеством самого популярного писателя в мире в наше время – Пауло Коэльо, выяснить секрет актуальности этой повести-притчи для  современного школьника, проследить, как  автор понимает истинные ценности, определяет жизненные принципы, которыми должен руководствоваться человек;

             развивать  навыки работы с текстом,  умение давать характеристики героям, оценивать  их поступки, давать логические выводы, обобщать прочитанное;

             содействовать воспитанию духовных качеств, нравственному отношению к жизни, стремлению к самоусовершенствованию.

 

Эпиграф:  «Я думаю, что судьба любит сильных, отважных и решительных…

                                                                                                      Леся Украинка

 

 

 

Ход уроков:

 

  1. Организационный момент.
  2. Этап ориентации. Вступительное слово учителя. Все люди, пока они еще молоды, знают свою судьбу…, но с течением времени таинственная сила принимается их убеждать в том, что добиться  воплощения их судьбы невозможно. Сила эта  кажется  недоброжелательной, но в действительности она указывает человеку на то, как воплотить свою  судьбу. Она готовит к этому его дух и его волю. На этой планете существует одна великая истина: когда  ты по-настоящему чего-то желаешь, ты достигнешь  этого, ведь такое желание зародилось в душе  Вселенной. И это и есть твое предназначение на Земле. Добиться воплощения своей судьбы – это единственная подлинная обязанность человека. Об этом и написал свою притчу Пауло Коэльо
  3. Сообщения учащихся о биографических сведениях современного бразильского писателя  Пауло Коэльо.
  4. Юные литературоведы расскажут об истории создания  повести-притчи  «Алхимик». В течение ряда лет читатели-энтузиасты в России пытались распространять книгу самостоятельно – размещали в Интернете, передавали друг другу в виде книжек-самоделок, изготавливали фотокопии текста. И  вот наконец    нашлось издательство, которое, преодолев все трудности,  занялось профессиональным  распространением «Алхимика»   на российском рынке. Ключевое понятие, которое лежит в основе повествования о путешествии пастуха Сантьяго – это понятие «Своя Судьба». Что же такое судьба? Почему же не у всех сбываются желания и мечты? Об этом пишет Пауло Коэльо. «Алхимик» - книга         символическая. Одиннадцать лет жизни отдал автор изучению алхимии. Уже одна возможность превращать любой металл в золото или найти Эликсир Бессмертия достаточно соблазнительна для всякого, кто делает первые шаги в магии. Это было в начале семидесятых, накануне последовавших затем глубоких преобразований, когда еще не было серьезных работ  по оккультным наукам. Подобно одному из героев этой книги, Пауло Коэльо  тратил все свои скудные средства на приобретение книг по алхимии, изданных за границей, и все свое время – на изучение их сложного символического языка. В Рио-де-Жанейро писателю удалось разыскать нескольких ученых, всерьез занимавшихся Великим Творением, но от встречи с ним они уклонились.Усердие и рвение писателя уходили впустую, ничего не удавалось. В 1973 году, в отчаянии оттого, что не продвинулся ни на пядь в своих штудиях, Пауло занялся театральным искусством и поставил в студенческом театре-студии спектакль на тему  Изумрудной Скрижали. В 1981 году в жизнь Пауло вошел Рама – Учитель, которому суждено было вернуть его на прежнюю стезю,  вновь занялся изучением алхимии. Однажды вечером, после изнурительного телепатического сеанса, Пауло Коэльо спросил, почему алхимики выражаются так сложно и так расплывчато. Его Учитель  так ответил: «Существует три типа алхимиков. Одни тяготеют к неопределенности, потому что сами не владеют своим предметом. Другие знают его, но знают также и то, что язык алхимии направлен к сердцу, а не к рассудку. Третьи – это те, кто и не слышал об алхимии, но кто  сумел всей своей жизнью открыть Философский Камень». Вскоре писатель понял, что символический язык алхимии,- это единственный путь постичь Душу Мира, или   то, что Юнг называл  «коллективным бессознательным». Коэльо открыл свой Путь и Знаки Бога – те знаки истины, которые интеллект прежде отказывался принимать по причине их простоты. Он узнал, что задача достичь Великого Творения не есть удел горстки избранных: она адресована всему человечеству, населяющему эту планету. НЕ всегда, разумеется, Великое Творение предстает перед нами в виде яйца и флакона с жидкостью, но каждый из нас несомненно способен открыть Душу Мира и погрузиться в нее. Вот почему «Алхимик» - книга символическая, и на ее страницах  автор не только излагает все, что усвоил по этому вопросу, но и пытался воздать должное  тем великим писателям которые смогли овладеть Всеобщим языком: Хемингуэю, Блейку, Борхесу.

 

                

            Углубление знаний учащихся по теории литературы.

 

             Притча – старинное название назидательного рассказа о человеческой жизни в форме иносказания, аллегории. В старину так называли и те из басен, в которых действующие лица – люди. Например, старинная русская «Притча о бражнике»  или «Притча о Ермолае трудящемся» -  стихотворение Н.А.Некрасова.

             Символ  (от гр.                  условный опознавательный знак для членов тайной организации у древних греков) – один из тропов, состоящий в замещении наименования жизненного явления, понятия, предмета в поэтической речи иносказательным, условным его обозначением,  чем-либо напоминающим  это жизненное явление. Например: заря, утро – символы молодости, начала жизни; ночь – символ смерти,   конец жизни; Снег – символ холода, холодного чувства, отчуждения и т.д.

             Символом называют также художественный образ, воплощающий в себе с наибольшей выразительностью характерные черты какого-либо явления, его определяющую идею. Например: роман-притча Альбера Камю «Чума», повесть-притча Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», модернистский роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», в котором портрет является символом гибели души героя; сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», содержащая аллегорические образы (Розы,  Лиса и Змеи),  фрагменты текста, имеющие притчевый характер; романтическая повесть-сказка «Алые паруса» Александра Грина, имеющая символический смысл названия; библейские притчи.

 

 

             Проблемный анализ произведения.

 

 

             Из каких частей состоит повесть-притча «Алхимик»?

             Роль пролога и эпилога в повести- притче? Какое значение имеет история о Нарциссе в изложении Оскара Уайльда, ее отличия от мифа о прекрасном юноше.

             Расскажите о главном герое – пастухе Сантьяго – его увлечениях, мечтах.

             Сны Сантьяго, о чем  они?

              Две встречи  ( с цыганкой и царем из Салима Мельхиседеком ) в жизни молодого Сантьяго,  как они повлияли на  его дальнейшую жизнь?

              Какую цель поставил перед собой Сантьяго.Чем ее можно объяснить?

              В  чем заключается секрет счастья из коротенькой истории, рассказанной Мельхиседеком?  Дайте устный пересказ этой  поучительной истории  и в наши дни.

              Какие черты характера помогли Сантьяго преодолеть все жизненные перипетии на пути к достижению цели – до конца следовать своей Судьбе, найти свои сокровища?

              Что понял Сантьяго после встречи с жуликом, обворовавшим его, в Африке?

(«Сантьяго вдруг понял, что может смотреть на мир глазами несчастной жертвы жулика и злодея, но может и глазами отважного искателя сокровищ и приключений». Как это характеризует самого Сантьяго?

               Работа в лавке  у торговца хрусталем, какие новшества ввел Сантьяго?

               Переход через пустыню, чему научился юный пастух за долгие дни  и ночи, идя с караваном?

                Любовь Сантьяго и Фатимы.

                 Как обрел свое сокровище Сантьяго?

                 Объясните смысл названия повести? Какое название предложили бы вы? Обоснуйте его.

                  Нарисуйте иллюстрации к произведению.

                  Актер, режиссер, сценарист Лоуренс Фишберн  (он сыграл Морфея в фильме «Матрица») выкупил все права на экранизацию повести «Алхимик» Пауло Коэльо. Релиз картины – на 2008 год. Какой бы киносценарий вы могли бы составить к повести?

                   В чем секрет популярности Пауло Коэльо , чему учат его книги?

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          В  искусстве преподавания, думаю, что так можно сказать, зашифрована вся  очень сложная история современного растущего человека и собственная история учителя, с тревогой размышляющего о судьбе мира, о любви, отцовстве и материнстве, о доброте и счастье людей, о многих других вопросах человеческого бытия.

           Говорят, что надо прожить жизнь, чтобы вполне узнать человека. Школьный учитель, как бы ни был он интересен и ярок  сам по себе, все же более  привлекателен своим уроком, как  поэт – стихотворением, певец – песней.  «То, что далось мне, о том и пою»,- писал  Сергей Есенин. Мы есть то, что нам «далось» - не от одной профессии только,но и от судьбы. Когда в уроке вместе с интеллектом  и мастерством  просматривается еще и судьба учителя,  с такого урока  не хочется уходить даже после звонка. Для меня урок литературы  остался в памяти  как урок откровения, как душевный разговор. Эти уроки помогли мне разобраться в себе… Мои одноклассники и я  обращались за советом, за помощью к Владимиру Владимировичу Теплову, давшему нам ключ к художественной книге,  которая , к сожалению, для многих  сегодня пока не раскрыта. Став учителем,  очень хотела ,  чтобы мои уроки были уроками жизни, познания мира, окружающей действительности. На моей полке стоят не просто книги, а мои добрые друзья, нередко сильно постаревшие, но оттого еще более дорогие. Протягивая руку к той или иной книге, я иногда мысленно как бы здороваюсь с той, а порой и вовсе что-то признательное скажу, вроде: «Мой первый друг, мой друг бесценный». Книга по-настоящему интересна, когда вдруг обнаруживаешь в ней самого себя и отклик на  все то, что подспудно и въяве тревожит и мучает. Через себя воспринимаешь все остальное, которое, оказывается, тоже становится не менее интересным и поучительным. Своим ученикам советую по-онегински читать книгу – с карандашом, как Татьяна Ларина, общаться с ней, у которой книга дремала «до утра под подушкой»; как Рахметов  выбирать книгу; и обожествлять ее, как горьковская Ниловна, которая,  прежде чем спросить о книге (всего лишь спросить!), «зачем-то чисто вымыла руки». Всякое чтение – это труд, труд души, неторопливый, раздумчивый. Учиться этому труду нужно у всякого мастерового человека, умеющего ладно и радостно делать свою работу. А то и другое возможно, когда нет суеты, спешки. И торжествует внимание, осмотрительность. Сегодняшнее телепоколение, к сожалению, уже не в такой тесной дружбе с книгой, как  вчерашнее. Винить ученика за этот горький разлад с художественным словом не следует. Помимо книги  в жизни появились и другие ценности, с которыми надо считаться:  кино, телеэкран, компьютер, дискотеки,  магнитофоны… Они тоже требуют времени, духовных затрат. Прежний культ книги в мире юного современника поколеблен, а ценность ее по-прежнему бесспорна. Меня, как учителя, волнует это. Что ни говори, а  книга -  главная, непреходящая ценность, подчиняющая в конечном счете и кино,  и телеэкран. Литература как бы их «кормит», «питает» живительной  силой. Многие  сюжеты своим источником имеют литературный шедевр. Более того, какой бы яркой ни была экранизация, книга всегда богаче и к ней в любое время можно и хочется вернуться. Художественное слово – главное средство, в нем все виды искусства,  но словом надо пользоваться  умело. В нем и тайна читательского   интереса, то, что нас волнует, с чем пришли.

             Как и с помощью каких  педагогических средств идет этот сложнейший процесс приобщения сегодняшнего поколения к книге.

             

 

              Обучение в сотрудничестве.

              

 

               Проектная работа по литературе  над новой темой:  « Проблема осуществления  жизненной мечты и преодоления препятствий на пути к цели в символической повести-притче «Алхимик» Пауло Коэльо. Философский смысл идеи единства человека и мироздания. Обретение героем истинных ценностей жизни».

               Учитель, работая над проектами совместно со своими учениками, преследует несколько целей:

                Образовательные. Ученики, работая над своей темой, учатся собирать материал, анализировать, делать выводы, учатся читать специальную литературу, осваивать терминологию и т.п., то есть приобщат

Подобається