Система уроков развития речи в 6-8 классах. Сотри случайные черты и ты увидишь: мир прекрасен!

  Отдел образования Терновского горисполкома

 Коммунальное учреждение «Средняя  общеобразовательная школа  №  4 с  классами вечерней очной формы обучения г. Терновки»

Сотри случайные черты и ты увидишь:

мир прекрасен!

 

                                     Из опыта работы

                                             учителя литературы

                                                          РОДЗЯН Г.В.

2011 г.

              В пособии раскрывается система работы по русскому языку на уроках развития связной речи в 6, 7, 10 классах в контексте с изобразительным искусством.

                Структура уроков, насыщенность методическим и фактическим материалом дает возможность пропагандировать это методическое пособие среди учителей – филологов.     

             Способом формирования речевых умений являются различные виды работы, предусмотренные в программе. Среди них основное место занимают изложения и сочинения. Вместо с тем, если анализировать речь во втором значении этого слова, то есть рассматривать ее как речевой продукт, то представляется целесообразным в качестве видов работ, с помощью которых должны формироваться  речевые умения, использовать не  столько изложения и сочинения, сколько существующие в реальной речевой практике жанры высказываний. Для устной речи это могут быть:

               1.Рассказ о себе или о случае из своей жизни, об интересной встрече, об увиденном и услышанном, о путешествии.

               2.Отзыв о произведении искусства.

               3.Сообщение на занятии кружка.

               4.Описание внешности по картине.

               После изучения темы «Степени  сравнения прилагательных» целесообразно провести урок  описания природы по картине. Сочинение по картинге дает возможность учащимся увидеть пейзаж глазами художника, убедиться в том, что изображение природы в произведении живописи тоже требует осмысленной композиции, передает авторское восприятие природы, красоты окружающего нас мира. Работа по картине послужит для учащихся следующим этапом в подготовке к наиболее самостоятельному виду высказывания – описанию природы по личным наблюдениям.

                Важно напомнить учащимся, что произведение искусства – это одно из источников информации о жизни и людях, в частности, о самом художнике. Нужно учиться глубоко воспринимать произведения  живописи.

                Для работы над сочинением могут быть использованы картины  русских художников – пейзажистов 19 века. Содержание картин позволяет широко использовать имена прилагательные и таким образом связать работу по развитию речи с изучением грамматики и правописания.

  1. Вступление

 Пейзаж как самостоятельный жанр сложился в русской живописи в последней четверти 18 века. Его становление было связано с сентиментализмом – течением, распространившимся в литературе и живописи того времени, призывающим к естественности и открытости душевной жизни человека. Тяготение к естественности было связано с культом природы, среди которой человек только и может обрести покой и внутреннюю свободу.

Первым художником, сделавшим попытку изобразить природу в ее пока еще условной красоте и увидеть ее глазами искренне восхищенного созерцателя, был Семен Щедрин. Его работы, изысканные и декоративные, должны были вызывать в зрителе приятные воспоминания. Легкая элегическая грусть является основой эмоционального тона этих произведений, строящихся  на стилистических канонах классицизма. Наряду с пейзажами сентиментального направления развивался и пейзаж классицистический. Это были изображения природы, сочиненные на основе зарисовок, сделанных с натуры. Подлинно естественный, «живой пейзаж» пришел в русскую культуру вместе с романтизмом. Художников – романтиков отличало свободное чувство сопричастности действительности, душевная цельность, вера в свершение самых светлых надежд. В искусстве портрета романтики воплотили образ прекрасной человеческой личности. В пейзаже ими создавалась картина вольной и счастливой жизненной  среды человека. Самым последовательным пейзажистом – романтиком был Сильвестр Щедрин, уехавший в качестве пенсионера Академии художеств в Италию. Его картина «Озеро Альбано в  окрестностях Рима. Не позднее 1825 г.»   Эта картина принадлежит к самым проникновенно -  радостным произведениям Сильвестра Феодосеевича Щедрина. Совершенство композиции этого пейзажа, мягкая колористическая гамма, декоративная красота рисунка и цветовых акцентов, пронизанный светом воздух создает законченную картину исполненного внутренней гармонии бытия природы.

            В основе композиции полотна лежат классицистические каноны. Художник совмещает два мотива: дорогу с идущими путниками и открывающееся в просвете между крепкими высокими деревьями голубое озеро, замыкающееся  на горизонте высокой грядой гор. Тончайше выписанная листва деревьев с переплетающимися ветвями создает подобие  ажурных кружев, осеняющих вид на водоем. Солнечный свет, пробивающийся сквозь листву,  ложится яркими бликами на дороге, серебрит холодную поверхность воды. Однако живительное солнечное тепло не опаляет землю – тень от мощных деревьев дает прохладу, отдых, словно успокаивая страстную жизненную энергию щедрой и богатой итальянской породы. Мирно бредущие по дороге путники, итальянки отдыхающие на берегу, дополняют созданный художником образ умиротворенной, естественно устроенной и разумной жизни. Передача изысканной красоты пейзажа соединена здесь с выражением внутреннего покоя, который обретает человек на лоне прекрасной природы. Щедрину удалось запечатлеть в этом произведении именно те «земли полуденной волшебные края», о которых писал  А.С.Пушкин.

         Беседа с учащимися  и работа над языковым материалом.

         - рассмотрите репродукцию понравившейся картины,

          - составьте описание этой картины: сформулируйте ее основную мысль, опишите, что на ней  изображено, передайте свое впечатление от картины, те мысли и чувства, которые она вызывает.

           - используйте отдельные слова, словосочетания из помещенного выше текста.

      - подготовить устное описание картины, с целью передать свое впечатление о картине тому человеку, который ее не видел.

 

Материал для словарно- семантической работы: композиция, силуэт, контуры; передний, средний, задний план, в глубине картины, цветовое пятно; картина, полотно; необозримый простор, пейзаж, пленэрная живопись.

 

Материал для работы над усвоением норм русского литературного языка: ударение в словах создать, создал, создали; произношение слова репродукция; правильное употребление и произношение окончаний имен прилагательных на переднем плане, оттенки желтого, зеленого цветов.

 

Дополнительный материал.

  1. Прочитайте описание хорошо вам известной картины И.И.Шишкина  «Лесные дали». Обратите внимание на построение этого текста: вначале раскрывается основная мысль картины, затем описывается, что на ней изображено, в конце передаются общее впечатление от картины, те чувства, которые она вызывает у зрителя. Назовите имена прилагательные, использованные в описании, перескажите его близко к тексту. Цель общения -  рассказать о картине человеку, который ее не видел.

Иван Иванович Шишкин родился в Елабуге Вятской губернии – крае суровых и могучих прикамских лесов. Впечатления детства определили характер будущего художника и зародили в нем неизбывную любовь к русскому лесу.

Для Шишкина всегда действительность была  источником творческого импульса: к проявлениям жизни природы он относился почти благоговейно. Живописец считал,  что «картина с натуры должна быть без фантазий» и что природу должно искать во всей ее простоте – рисунок должен следовать за ней во всех прихотях формы». Прекрасный рисовальщик и редкий труженик, он неустанно наблюдал за формой заскорузлых стволов деревьев, поросших мхом камней, бархатистой и колючей хвоей, шумной зеленью листвы. Однако Шишкин был не просто копировальщиком, «фотографом». Он был поэтом  - спокойным, трезвым, мужественным.

В картине «Лесные дали»  зритель оказывается подчиненным захватывающей силе мощного, величественного пространства лесного края. Предметно выписанный передний план сменяется темными елями и соснами, переходящими в темное море хвойной массы. На горизонте, вдали неожиданно возникает светлое серебристое зеркало водоема, затерявшегося среди голубовато-лиловой гряды гор. По-летнему разбеленное небо, свободно парящие птицы, воздушная дымка, окутывающая лесные дали, подчеркивают пространственность пейзажа, в  которой, однако, нет ни эфемерной легкости, ни  манящей иллюзорности. Пространство картины весомо, предметно насыщенно, натурально. Художник изобразил не праздник природы, а скорее ее будни во всей их жизненной полноте.

В целом картина оставляет чувство радостного соприкосновения с жизнью природы, одновременно близкой и загадочной для нас.

  1. Рассмотрите репродукцию понравившейся вам картины. Составьте описание этой картины : сформулируйте ее основную мысль, опишите, что на ней изображено, передайте свое впечатление от картины, те мысли и чувства, которые она вызывает. Используйте отдельные слова, словосочетания из помещенного выше текста.

 

 

                            

               Описание внешности человека по картине (проводится после изучения темы  «Образование наречий»)

               Описание внешности человека по картине – следующий этап в обучении школьников составлению самостоятельный описаний. Анализ произведений живописи поможет детям учиться у художников наблюдательности,  замечать во внешности человека характерные черты, видеть в портрете отражение внутреннего мира человека. Вместе с тем работа по картине позволит совершенствовать у детей умение воспринимать произведения живописи.

                 Во вступительном слове учитель напоминает учащимся, что произведения искусства являются для нас одним из источников информации, наших знаний об окружающем мире и людях. Живописные полотна, в частности, не только рассказывают нам о том, что на них изображено, но и раскрывают внутренний мир художника , его отношение к тому, что он изобразил. Портретная живопись – это свидетельство интереса и любви художника к человеку. Сегодня на уроке, говорит далее учитель, вы будете учиться воспринимать портреты, созданные художниками, описывать внешность человека по картине.

               .Предлагаем учащимся рассмотреть репродукцию картины известного итальянского художника Филиппино Липпи (1457 – 1504 ) . К концу 15 века во флорентийском искусстве параллельно с уверенной поступью классицистического стиля появляется иная противоположная тенденция, для которой характерен возврат к беспокойной экспрессии готического искусства. В числе других художников, следующих этому направлению, оказался Филиппино Липпи, ученик и последователь Сандро Боттичелли, в мастерскую которого он поступил в возрасте пятнадцати лет. Не только факт ученичества определил сходство искусства ученика и учителя, но и родство художественных темпераментов.  Зрелое творчество Филиппино характеризуется тревожной напряженностью содержания, динамикой форм, нервной изломанностью линий, эмоциональной выразительностью цвета.

                  Кисти Филиппино Липпи приписывается «Портрет молодого человека», ранее считавшийся работой Боттичелли. Фигура портретируемого, четким силуэтом рисующаяся на фоне строгих прямоугольных форм, вплотную приближена к переднему плану. Живописно-образной характеристике юноши свойственны утонченность, черты духовной рафинированности, едва уловимые следы душевной ранимости, стремление  защитить свой внутренний мир. В лице портретируемого есть странная смесь чувственности  и духовности. Все это лишает образ ренессансной цельности. Сочетание ярко-красного, прозрачно-голубого, темно-серого и коричневого цветов подчеркивает динамичность душевной жизни изображенного.

                    Анализ содержания картины проводим с помощью беседы по таким примерно вопросам:

                    1.Что вы знаете об эпохе Ренессанс?

                    2. Кто изображен на картине  Липпи?

                    3. Как вы думаете, кем мог быть этот молодой человек ?

                    4.Какое впечатление производит  молодой человек, изображенный на портрете?

                     5.Как композиция картины и цветовое решение помогают сосредоточить внимание на фигуре юноши?

                     6.Что в картине выделено с помощью цвета?

                         Какие краски преобладают в ней ?

                      7.Опишите лицо юноши. Каким бы вы назвали его: красивым, милым, симпатичным?  Что особенно привлекает внимание? Каким вы представляете его характер?

                      8.Как нарисована одежда героя?

                      В конце беседы делаем вывод: внешность человека может рассказать о многом;  нужно учиться «читать» ее. Это требует внимания и наблюдательности.

                      Далее проводим  коллективную работу над составлением рабочих материалов для сочинения, а также над составлением устного описания портрета по картине. Цель речи – рассказать о картине Филиппино Липпи человеку, который ее никогда не видел.

                       Задание на дом: составить устное описание портрета по самостоятельно подобранной репродукции картины или описание внешности знакомого человека.

                       Материал для словарно-семантической работы: мужественность, утонченность, рафинированность, душевная ранимость, чувственность, духовность, динамичность,  симпатия.                     

ОТЗЫВ О ПРОИЗВЕДЕНИИ ИСКУССТВА

                   Человек издавна хотел постигнуть мир прекрасного. Он находил прекрасное в жизни и создавал искусство, которое стало одной из интереснейших форм человеческой деятельности. Искусство всегда помогало людям в их стремлении к высшим целям, социальной справедливости, светлой жизни. Искусство помогает воспитывать гармонично развитую личность, является своеобразным летописцем времени. Потому  человек, приобщившийся к искусству, делается не только добрее, нравственнее, но и активнее принимает участие в общественной жизни. Не только эстетически воспитывается и учится образно мыслить, но и воодушевляется, познает, как  многогранна и богата жизнь и какая благородная задача – обустроить ее.

                    Человеку свойственно делиться впечатлениями, вызванными прочитанным произведением, просмотренным спектаклем, увиденной картиной. Иногда одно и то же произведение по- разному воздействует на человека. Это рождает споры, они бывают интересными в том случае, когда собеседники высказывают свое мнение, могут его обосновать. Обычно это делается с помощью отзыва, который представляет собой обмен впечатлениями.

                    

Примерный план отзыва по картине:

 

                      - название картины, имя художника,

                      - жанр картины (пейзаж, портрет, баталия, сюжетная картина, марина, натюрморт),

                      - замысел художника, содержание картины или как показано на картине место и время события,

                       - кто, что изображено на первом плане картины, на втором,

                        - главные персонаж картины, его внешний вид,

                        - средства художественной изобразительности: композиция картины, использование контрастов, тонов, полутонов, колорит (общий характер сочетания в произведении искусства -  яркий, тусклый, холодный , темный и др.)Значение освещения.

                         - как воплощен идейный замысел, какая основная мысль произведения,

                         - настроение картины, впечатления от мастерства художника.

                          

                         «Я увидел Рублева. Это, может быть, самое значительное в мировой живописи», - сказал Анри Матисс…

                         Слава пришла к Андрею Рублеву при жизни – в 15 веке. А сегодня без его творчества нельзя уже представить мировое изобразительное искусство. Он стоит в одном ряду с титанами Возрождения, простой и величественный одновременно.

                         Рублев, живописец Московской Руси, современник Куликовской битвы  - сражения, положившего фактически конец длительному монголо – татарскому владычеству над русскими землями. Никто не знает, где он родился, но все знают храмы, расписанные им. Много белых пятен в его биографии, но то, что он создал, убеждает: Рублев был гуманистом, человеком чистым, с философским складом ума.

                        Его ангелы похожи на крылатых людей. По-детски светлы его краски. И даже звери, изображенные им, совсем не страшны, выглядят простодушными, как в русских народных сказках.

                       По воле князей расписывал он соборы. По своей воле разрушал незыблемые каноны церковной живописи. Схеме и догме противопоставлял жизнь.

                       Самая ранняя его работа – роспись в Благовещенском соборе Московского Кремля – 1405 год. Суровые евангельские сюжеты, переданные нежными и мягкими красками, неожиданно приобретают почти волшебное очарование. Так будет и в дальнейших его творениях: это его стиль.

                       Через три года Рублев создает фрески для Успенского собора во Владимире. И вновь характерные для его искусства черты доброты и мягкости в обрисовке святых и ангелов. Кистью выражает он свою мечту о мире и братстве. Кистью воплощает нравственный облик людей, их душевную чистоту.

                       Шедевр Андрея Рублева – «Троица». В отличие от известных византийских изображений русский живописец вносит в свое произведение философский смысл. Перед зрителем не просто превосходно переданный эпизод библейской легенды. Перед ним – воплощенная в цвете идея о духовном единстве мира. Догмат о единстве трех ипостасей божества приобретает здесь второй смысл – это своеобразный призыв к людскому согласию и доверию, к самопожертвованию ради всеобщего счастья.

                       Удивительна композиция «Троицы». Средний ангел несколько возвышается, но не господствует над двумя другими. Вместе они как бы составляют круг, центром которого становится чаша. Икона – образец гармонической слаженности и колористического мастерства.

                       Краски «Троицы» завораживают, пленяют. Синий плащ среднего ангела сверкает как драгоценный камень. «Такой чистоты цвет мог положить лишь человек, которому чужды разъедающие душу тревоги и сомнения, - заметил один из лучших знатоков творчества Рублева академик М. Алпатов. – Здесь красота, доброта, человечность нераздельны с печалью и грустью. «Троица» - итог исканий гениального мастера.» Другой известный исследователь древнерусского искусства академик  Лихачев Д.С. назвал произведение Рублева «мечтой о лучшем человеке».

                       В «Троице» как бы слышится музыка: далекие и прекрасные звуки рождает удивительная цветовая согласованность иконы. Одним из первых Рублев создал образы, возникающие в сочетании переливающейся игры красок и вызванной ими музыки.

                       Исследователи сравнивали Рублева с Чимабуэ, с Дуччо, с Беато Анжелико, с Симоном Мартини…Невольно вспоминаются слова Андре Моруа: «В гении то и прекрасно, что он похож на всех, а на него никто».

                       Андрей Рублев – глубоко национальный художник. Он русский в каждом своем мазке. По – русски звучат его краски, по-русски сидят, грустят,  радуются персонажи его миниатюр, икон, фресок. По-русски неповторимы и своеобразны размышления и чувства, выраженные им. В этом главная ценность творчества Рублева, в этом основной вклад его в мировое изобразительное искусство.

                        Бывший Андронников монастырь, где когда-то жил и творил инок Андрей Рублев, стал ныне Музеем древнерусской живописи, носящим его имя. Тысячи туристов, приезжающих в Москву, стремятся побывать в этом уникальном музее. У входа в монастырь их встречает бронзовый Рублев. В его руках – иконные доски. Свое искусство он пронес через шесть столетий и оказался понятым людьми ХХ1 века. Человек тянется к идеалам, он нуждается в оздоровлении – физическом и духовном. В пище, богатой витаминами. В свежем, чистом воздухе. И в очень насыщенной, обогащенной пище духовной. И как-то по-новому, свежо и остро, именно сейчас, в наше время украинской действительности, в унисон с иконой Рублева звучат знаменитые стихотворные строки Александра Блока: «Сотри случайные черты и ты увидишь: мир прекрасен!»

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

  

Содержание

  1. Вступление                                                                         3
  2. Сочинение по картине                                                       3
  3. Пейзаж как жанр русской живописи                               4
  4. Пейзажист-романтик Сильвестр Щедрин и его картина «Озеро Альбано в окрестностях Рима»                           5
  5. Картина И.И. Шишкина «Лесные дали»                         8
  6. Описание внешности по картине                                    10
  7. Картина итальянского художника Филиппино

      Липпи «Портрет молодого человека»                            11

  1. Отзыв о произведении искусства                                    14
  2. «Троица» Андрея Рублева                                                16
  3.  Заключение                                                                       19

 

 

            

 

 

 

                      

 

                         Список использованной литературы

 

 

Г.М. Иваницкая «Уроки развития речи». Киев «Радянська школа», 1990.

Сборник «Самостоятельная работа учащихся на уроках

русского языка», Учпедгиз, М., 1962

Г.А. Пулина «Трудные темы зарубежной литературы»,

Днiпропетровськ, ВАТ «Днiпрокнига», 2006.

Е.К. Гусева «А. Рублев. Из собрания Государственной Третьяковской галереи», Москва, «Изобразительное искусство», 1990.

Статья Г. Петросяна «Свет великого живописца»

Статья И. Долгополова «Андрей Рублев»

Интернет

 

  

 

 

 

И напоследок…

 

 

                  Невольно вспоминаются  строки Николая Заболоцкого:«Что есть красота и почему ее обожествляют люди?»

 

                  Когда Рембрандт создавал свои портреты стариков, он хотел, чтобы в мире воцарились добро и понимание. Он ушел из жизни непонятым и бесконечно одиноким, оставив нам незабываемые лица людей, непростой, порой трагической судьбы.

                 

                   Когда Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу, он сам себе казался богом и, кажется, даже воскликнул однажды: «Сегодня я бог!» Что изменилось в мире после этого? Одним великим музеем стало больше.

                                       

         

 

                    Когда Леонардо писал Мону Лизу, он заставлял музыкантов играть ей на лютне. Три года работал над портретом, и все это время менялось настроение женщины, менялось и лицо. И вот однажды в нем что-то, восхитившее художника, и, пойманное его кистью, осталось навсегда на портрете. Для нас.

                     Академик Д.С. Лихачев заметил, что «национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух гениев – Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте… Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов».

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В записную книжку

 

 

Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника.

Леонардо да Винчи

 

Искусство всегда современно и действительно, никогда не существовало иначе, и главное, не может иначе существовать.

Ф.М. Достоевский

 

Не понимая древнего искусства, нельзя глубоко и вполне понимать вообще искусство.

В.Г. Белинский

 

…Начиная с фрески и скульптуры, которые являются живой историей, выражением времени, языком народов, кончая карикатурой (если говорить об одном только роде искусства), искусство – это могучая сила…

Оноре де Бальзак

 

Подобається