Основы специальной педагогики и специальной психологии. Лекции


 

Предмет: Основы специальной педагогики и специальной психологии.

Предмет специальная педагогика.

Специальная дошкольная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы, формы организации процесса специального дошкольного образования детей с нарушением или отклонениями в психическом развитии. Объектом специальной дошкольной ппедагогики являются дети, имеющие особые образовательные потребности.

Предмет специальная дошкольная педагогика — изучает теоритические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями или нарушениями в развитии. Субъектом, на который направлены изучение, воспитание, обучение и коррекционно-педагогическая помощь в специальной дошкольной педагогике, является личность ребенка дошкольного возраста, имеющие особые образовательные потребности. Задачами специальной дошкольной педагогики как науки являются:

1. Разработка теоритических и методологических основ изучения, воспитания, обучения и развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями и нарушениями в развитии.

2. Определение стратегии развития национальной системы специального дошкольного образования.

3. Разработка теоритических подходов к дифференциальной диагностике, дифференцирован обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии.

4. Разработка педагогических технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии.

5. Определение стратегии построения равноуровневых программ для каждого типа специального дошкольного учреждения.

6. Поиск и разработка вариативных форм организации специального образования.

7. Создание необходимой учебно-методической базы в подготовке учителя-дефектолога к коррекционно-педагогической работе с детьми младшего, раннего и дошкольного возраста с недостатками в психофизическом развитии.

Основной целью специального дошкольного воспитания является создание условий для максимального разитияв реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранняя социализация средствами специального образования.

Коррекция (от лат. correctio — исправление) — это система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленная на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонения в поведении у детей.

Компенсация (от лат. compensatio — возмещение, уравнивание) — это сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также замещение последних. В результате развития процессов компенсации функциональное нарушение, вызванное повреждением, в той или иной степени возмещается.

Социализация — это, во-первых, процесс и результат активного усвоения индивидом социального опыта, который включ в себя социальное познание, социальное научение, социальную адаптацию и социальное преобразование себя и окружающей действительности. Во-вторых, это интеграция человека в систему социальных отношений в различные типы социальных общностей, усвоение ими элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется поведение, самосознание и качества личности.

 

Классификация аномальных детей.

В настоящее время единых принципов классификации нарушений в развитии не существует. Некоторые исследователи выделяют следущие группы детей с отклонениями в развитии:

1. Дети с сенсорной нпеолноценностью (слух, зрение, речь, функций опорно-двигательного аппарата и сенсорики);

2. Дети с задержкой психического развития;

 3. Дети с астеническим или реактивным состояниями и конфликтными переживаниями;

4.Дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения);

 5. Умственно отсталые дети  (олигофрены в степени дебильности, имбецильности, идеотии);

6 .Дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпелепсия, истерия и пр.).

Другая классификация:

 Дети с нарушением в развитии — это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрение, слух, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Дети с отклонениями в психофизическом развитии — это дети, которые имеют пречисленные выше отклонения, но степень их выраженности не ограничивает их возможностей в столь резкой степени, как у детей с нарушениями в психофизическом развитии. В психолого-педагогической литературе этим понятием также определяются дети с преимущественными нарушениями в психофизическом развитии функционального характера.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность  пользоваться социальными льготами и пособиями. По традиционной терминологии таких детей раньше наз дети-инвалиды. Сейчас таких детей часто определяют как проблемных. Поэтому термин «проблемные дети» также широко используется в психолого-педагогической литературе.

Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специфических методах образования, которые могут быть созданы в условиях как общеобразовательных дошкольных учреждениях, так и дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.

 

 

 

Основные категории специальной педагогики.

К основным категориям нарушний и отклонений развития относятся:

Нарушение интеллекта (умственная отсталость детей):

 а) умственная отсталость в степени дебильности (дети с относительно легкой, неглубкой умственной отсталостью);

б) умственная отсталость  в степени имбецильности (дети с глубокой умственной отсталостью);

 в) умственная отсталость в степени идиотии (дети с наиболее тяжелой, глубокой умственной отсталостью; дименция(приобретенное слабоумие).

Дети с задержкой психического развития.  Данное отклонение у ребенка может быть обусловлено как биологическими, так и социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания.

Различают следующие варианты

: а) ЗПР конституционального генеза;

 б) ЗПР соматогенного генеза;

в)ЗПР психогенного генеза;

г) ЗПР церебрально-органического происхождения.

Нарушение зрения:

 а) незрячие,

б) слабовидящие

в) косоглазие и амблиопия .

Нарушение слуха:

 а) неслышащие;

б) слабослышащие,

 в) рано- поздно оглохшие.

 Нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

 Данные нарушения имеют причиной:

а) заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит.

б) врожденную патологию опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра;кривошея;косолапость и  деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитость и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство). в) приобретенные заболевания и поврежд опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразввитие, нарушение или утрата двигательных функций).

Нарушение речи:

а) системные нарушения речи (алалия, афазия);

 б) нарушение строения и функции речевого аппарата (ринолалия, дизартрия, сложная дислалия);

 в) нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия);

 г) нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание);

 д) нарушение мотивообразующей стороны речи (мутизм).

Эмоциональные расстройства:

а) ранний детский аутизм;

б) эмоциональное расстройство, связанное с ранней разлукой с матерью;

в) эмоццональное расстройство, обусловленное сиблинговым соперничеством;

г) фобическое тревожное расстройство детского возраста;

д) смешанные расстройства поведения и эмоций.

 Дети с нарушением поведения:агрессивные, гиперактивные, гипоакт, д со страхами, застенч дети.

Тяжелые множественные нарушения.

 Эта категория нарушений характеризуется сочетанием двух или более выраженных психофизических нарушений: зрения, слуха, речи, двигательной и познавательного развития у одного ребенка. Например, сочетание глубокой и слабовидной умственной отсталости и слуха, нарушение опорно-двигательного аппарата и глухоты и т.д. В современной специальной психологии в категории тяжелых множественных нарушений наиболее подробно описываются слепоглухие дети. К этому контингенту относятся слышащие и слабовидящие дети с остротой зрения до 0,2 включительно и с более высокой остротой зрения, у которых слух снижен в такой степени, что это привело к отсутствию или глубокому недоразвитию речи.

 

 

Связь специальной педагогики с другими отрослями знаний.

С медициной (любые анатомо-физиологические особенности используются в построении режима дня)(неврология) педиатрией, психопатологией, психотерапией, детской психиатрией, невропатологией, патофизиологией, иммунологией, офтальмологией, отоларингологией и др.); с психологией; с социологией

 

 

Связь специальной педагогики с другими отрослями педагогической науки.

С возрастной педагогикой, частные методики, с социальной педагогикой, пренотальная педагогика (до рождения ребенка), общая педагогика. Специальная педагогика связана со всем блоком психолого-педагогрических и специальных дисциплин (общей педагогикой, общей психологией), различными отраслями спецальной педагогики (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогикой, логопедией и др.), философией, социальной педедагогикой, социальной психологией, социологией.

 

 

История развития специальной педагогики.

В эпоху античности и средневековья дети, рождающиеся с отклонениями в развитии, уничтожались.

В эпоху Возрождения формировались гуманистические тенденции в области медицины, философии и педгагогики (Эразм Роттердамский, Ян Амос Коменский, Филипп Пинель, Ж.Э.Д. Эскироль).

Педагогический подход в деле помощи детей с недостатками в развитии и поведении форм-тся в конце 18 – начале 19 в. (И.Г. Песталоцци, М. Монтессори).

Российская история специальной педагогики взаимосвязана с европейской дефектологической наукой, учитывает и использует ее обширный научный и практический опыт.

Наивысший этап в истории российской педагогики и специального образования связан с периодом с конца 19 – начала 20 в. Вопросами обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, проблемами педагогической коррекции отклонений в поведении занимались такие выдающиеся ученые-педагоги, психологи, медики, как Е.К.  Грачева, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин, А.Ф. Лазурский, А.В. Владимирский, Н.В. Чехов и др. В 60-70-е гг. XX в. в области специальной педагогики были сделаны существенные шаги по активизации специальных исследований, разработке новых подходов в современ коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками с недостатками в развитии и отклонении в поведении (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер и др.)

В последние годы проблема специальной  педагогики значительно расширилась, захватив сферу не только специальных школ, но и специальных классов, отдельных групп детей в общеобразовательной школе. Проблеме неуспевающих и недисциплинированных детей и индивидуальному подходу были посвящены исследования психолога Л.С. Славиной (начало 60-х годов). Проблема дифференциации обучения аномальных детей и выделения среди них неуспевающ учащихся массовой школы с задержкой психического развития послужила предметом глубоких научных исследований Т.А. Власовой. Сегодня в связи с функционированием в общеобразовательных школах классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения встал вопрос о дифференциации содержания обучения и характере воспитания учащихся этих классов(Г.Ф. Кумарина, С.Г. Шевченко). Вопросами школьной дезадаптации детей и подростков, отклоняющегося поведения несовершеннолетних, диагностированием этих явлений, предупреждением и психолого-педагогической коррекцией недостатков в развитии и поведении детей и подростков занимались С.А. Беличева, С.А. Бадмаев.

Специальная дошккольная педагогика выделилась как самостоятельное направления в специальной педагогике относительно недавно. Это выделение обусловлено значимостью раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей. Исследования в области специальной дошкольной педагогики доказано, что раннее начало целенаправленной педагогической работы способствует ослаблению, а в некотрых случаях и преодоление имеющихся у детей отклонений. Кроме того, ранняя коррекционно-педагогическая работа способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что в свою очередь положительн образом сказыввается на становлении личностных качеств ребенка, формирование основ адекватного поведения и гармоничн социализации. Основополагающими для специальной и коррекционной дошкольной педагогики стали труды Л. С. Выготского, ориентирующие специалистов на теоритическое осмысление роли биологического и социальных факторов в развития личности ребенка, проблем отклоняющегося развития, а также на поиск адекватных методов и организационных форм работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. В его трудах доказано, что соц ситуация воспитания формирует или задерживает процесс реализации потенциальных возможностей ребенка (зоны ближайшего развития). Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского развития послужило основой для понимания механизмов компенсации и построение на их базе коррекционного воспитания и обучения.

 

 

  1. Внутренние причины нарушения развития детей (пренатальный период)

Под причиной нарушения развития понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора, который определяет специфику дефекта и без которого он не может возникнуть. Наука – энтология (о причинах).

Причины бывают:

внешние- вредное воздействие из вне. Этология и т.д.;

 внутренние- наследственность (генетика); органические: наруш или недоразв центральной нервной системы во внутриутробном преиоде, момент родов или после рождения; функциональные: причины нарушения соотношений процессов возбуждения и тороможения центральной нервной системы (гипер и гипоактивный).

Внутренние нарушения - в следствии генетического заболевания. Самые тяжелые нарушения – генетические:

 1. Нарушение зрения -  близорукость, дальнозоркость, дальтонизм;

 2.Нарушение слуха- строение внешнего уха, внутреннего уха, строение слухового прохода, слухового нерва;

 3. Нарушение речи-задержка речи, дислания- нарушение звукоподражания, заикание, тахилалия(очень быстро говорит);

 4. Нарушение опорно-двигательного аппарата миопатия-неходячие люди;

 5. Печень, почки заболевания

 

 

 

Внешние причины нарушения развития детей (пренатальный период)

Причинами бывают:

 Вирусная инфекция,

лекарственные препараты,

 наркотики,

курение,

воздействие радиации.

Инфекции в первом триместр беременности наиболее опопасные: краснуха, инф.геп, паратит, грипп и т.д., корь, ветрянка.

Хронические причины - если мать заболела до момента зачатия сифилисом или в ранний период беременности, то плод погибает. Если во втором триместре, то у плода страдает центральная нервная система, слух, инталлектуальная деятельность, зрение, нарушение внутренних органов.

 Алкогольная эмбриопатия у детей нарушение центральной нервной системы разной степени тяжести (снижение интеллекта).

Вредные факторы из вне: чрезмерное употребление лекарстств, в том числе витаминов, алкоголь, табак, наркотики, радиация, промышленные выбросы и т.д., тяжелые условия труда.

 

Прич нарушения развития детей (натальный период)

Асфиксия - (нарушение крововообращения).

Травмы при родах: травмы головы (кровоизлияния), ушиб головы, травмы различных конечностей; при недоношенности: из-зи барокамеры нарушение зрения; резус конфликт: стремительные роды.

 

 

Причины нарушения развития детей (постнатальный период)

Могут возникнуть:

  1. в результате черепно-мозговой травмы: тяжелого сотрясения мозга, ушибы (нарушение умственной деятельностти), умственная отсталость, потеря слуха, зрения;
  2. инфекционные заболевания: грипп, корь, скарлатина;
  3. нейроинфекция, минингит;
  4. чрезмерное применение лекарственных препаратов;
  5. заболевание перефирических органов слуха и зрения.

 

 

Основные положения Л.С.Выгодского о развитии личности аномального ребенка.

Разработал основные положения, на которых базируется специальная педагогика:

1.Единство обучения  и развития имеют определенное значение для психического развития ребенка, продвижение в развитии оказывает положительное влияние на обучение.

 2. Единство биологического и социального факторов, т.е. процесс развития ребенка и его продвижение обусловлены не только особенностью дефекта, но и особенностями социального окружения, обучения и воспитания.

 3.Учение о законах ближайшего и актуального развития.

 4.Учение о первичном и вторичном дефекте (нарушение ЦНС) (вторичный- в следствии чего появляется еще что-то)Например: первичный - необратимое ЦНС органического поражения, вторичный - познавательная прямая речь, эмоционально-волевая сфера. Ребенок не чувствует самого дефекта, а испытывает затруднения в познании окружающего, снижается его социальная позиция. Коррекция должна быть направлена не на исправление дефекта, который чаще всего невозможно исправить, а на преодаление затруднений создаваемых дефектом социализации личности. Р деффективен в той степени, в которой мы даем ему это понять.

 

 

Дети с нарушением слуха.

Слух - это способность живого организма воспринимать звуки:

1.переферический анализатор (внутреннее ухо),

2.проводниковый анализатор (слуховой нерв),

3.центральный анализатор (височные зоны коры головного мозга).

Причины нарушениия слуха:

 1.Врожденный-наследственность(неполноценность слухового аппарата), вирусная инфекция, химическая и лекарственная интоксикация.

 2.Приобретенный: инфекционные заболевания (скарлатина, пневмония, заболевания носа и носоглотки: хронический насморк, аллергический насморк, скарлатина), длительное воздействие сильного шума, ушиб головы.

   Нарушение слуха:

а) глухота (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо более 85дБ); б) тугоухость (д, у кот средняя потеря сл на лучше слыш ухо менее 85дБ);

 в) поздняя  потеря слуха (отмечающаяся у детей, потерявших слух в возрасте до 3—4 лет и позже, сохранивших речь в связи с относительнем поздним возникновением глухоты).

Категории недостаточности слуха

1.Глухие - это дети оглохшие до речевого периода(до 3лет). Обучение активизируется жестовой речью, компенсаторной возможностью организма (наглядно-зрительных форм познания: чтение, письменных работ, двигательных и кожных анализаторов). Устная речь глухих отличается нечеткостью, невнятностью, редкостно гнусавостью.

2.Позднооглоглохшие- это дети с потерей слуха, но сохраненной речью. На степень сохранности речи влияет врямя наступления глухоты ребенка (ребенок оглохший в 2 года теряет речь),оглохший в 4 года теряет речь в 6 лет. При сформированных навыках письма и чтения речь остается в норме.

3.Слабослышащие или тугоухие. Степени детей, которые  плохо сл:

1. Легкая - слышит шопот с 3-6 метров, разговорная речь 6-8 метров.

2.Умеренная - шопотная речь 1-3 метров, разговорная речь-2-4 метров.

3.Значительная степень - шопот-менее 2 метров, разговорная речь-2-4 метров.

 4.Тяжелая - шопот-0,5 метров, разговорная речь-менее 2 метров.

Тугоухих детей отличает нарушение грамматического строя речи, звукоподражания, письменная речь. Часто дефект воспринимается взрослыми как невнимательность, рассеянность и тупость ребенка.

Ранняя диагностика слуха.

1.Роддом-там отмечают факторы риска по тугоухости (заболевания, травмы, …)

2.Поликллиника – обследование проводится 2,4,6,12 месяца, далее каждые полгода

3.Сурдологический кабинет

Методы исследования бывают -  объективные (независящие от сознания ребенка) и субъективные, которые зависят от уровня р и его речи.

Обследование слуха говорящих детей. Список для обследования детей разработал   Л.Н.Нейман. Этот список  должен быть хорошо знакомым ребенку. В нем включены слова, высокочастотные и низкочастотные звуки. Берется 10 слов перед самой диагностикой и используются вспомогательные. Список+демонстрационный материал. Инструкция: Послушай, какие у меня картинки. Я буду говорить тихо. А ты потом повтори громко. Когда р произносит слово, мы его хвалим. Полслушай след слово. Сдова: дом, часики, волк, зайчик, окно, птичка, часы, чай, мыло, рыба.

 

Дети с нарушением зрения.

К детям с нарушением зрения относятся: слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящий глаз; слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящий глаз с очковой коррекцией; дети с косоглазием и амблиопией.

Слепота — наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты центрального зрения или сужения поля зрения, или нарушения других зрительных функций. Наиболее выраженные формы детской слепоты характеризуются тем, что нарушаются функции различных зрительных структур в результате органических поражений зрения. Раннее наступление слепоты особенно неблагоприятно сказывается на психофизическом развитии детей. Слепота может быть: абсолютной, тотальной (практическая(день-ночь)), сохранение светоощущения (остаточное зрение).

Классификация слабовидящих.

Главное отличие слабовидящих от слепых то, что зрение остается основным средством восприятия. Другие анализаторы не замещают зрительной функции. Для коррекции используются лупы, телескопические очки, контактные линзы.

Слабовидящие:

 1.Близорукость(миопия)признаки:

  • старается сесть ближе к доске, к экрану телевизора, наклоняет голову к рабочей поверхности, проявляет привычку прищуриваться;
  • при рассмотрении объектов появляется покраснение и боли в глазах, отек век(особенно при работе с мелкими предметами)

2.Дальнозоркость(гиперметропия) признаки:

ребенок старается сесть подальше, отодвигает лист бумаги, появляются боли в глазах и их покраснение

3.Косоглазие:

паралетическое- это неподвижность или ограниченное движение глаза; содружественное косоглазие делится на: сходящиеся и расходящееся.

Косоглазие может увеличиваться после перенесенного простудного или инфекционного заболевания, при зрительном или общем переутомлении.

4.Катаракта-помутнение хрусталика. Врожд катаракта определяется в раннем возрасте. Обнаруживается серость в области зрачка. Приобретенная катаракта чаще связана с травмой органа зрения. Лечится хирургическим путем.

5.Глаукома-повышение давления.

 Признаки: Кратковременное снижение зрения, появление дыма и тумана перед глазами, появление окрашенных в цвета радужных колец глаза на эл лампочке вечером, появление боли в глазах.

 

 

Дети с интеллектуальными нарушениями.

Олигофренопедагогика- связана с другими науками: медициной, психологией, анатомией, физиологией, генетикой, социологией и философией для того, чтобы взаимодополнять и взаимообогащать разные области знаний. Термин «олигофрения» был введен в 19 веке немецким психиатором Крепиллино. Олигофрения- это форма умственного недоразвития возникающая в результате поражений центральной нервной системы при натальном и постнатальном периоде. По степени выраженности умственная отсталость бывает трех видов: дебильность, имбицильность, идиотия.Умственно-отсталые дети- это дети, у которых в результате органических поражений  головного мозга наблюдается нарушение нормального психического роазвития, особенно высших познавательных  процессов (активного восприятия, произвольной  памяти, словесно-логического мышления, речи и др.).

Для умственно - отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

У многих умственно-отсталых  детей наблюдается нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформ формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.

Понятие «умственно-отсталый» включает в себя такие формы нарушения, как «олигофрения» и «деменция».

Олигофрения (от греч. olygos — малый, рпгёп — ум) — особая форма психического недоразвития, возникает вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio — искаж, ломка), природовой патологии, органическое поражение центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказывается слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому.

Эти первичные нарушения оказывают влияние на развитие умственно-отсталого ребенка с первых дней жизни. Наблюдается отсутствие интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства и т. п.). У детей не возникает эмоционального общения с взрослыми, отсутст, как правило, «комплекс оживления». В дальнейшем у них не возникает интерес ни к игрушкам, подвешенным над кроваткой, ни к действиям с игрушками, находящимися в руках взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению на основе совместных действий взрослого и ребенка с предметами, не возникает новой формы общения — жестового общения. Дети на первом году жизни не дифференцируют своих и чужих взрослого. Не развиваются действия с предметами, отсутствует хватание, что сказывается на развитие восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием.С отсутствием хватания связано также то, что у детей не формируется зрительно-двигательная координация.

Дебильность-это лекгая степень при олигофрении. Эти дети начинают поздно ходить (приблизитедьно к 1,5 годам), поздно говорить (к 6 годма), преобладает предметная деятельность, не формируется игра, при легкой степени дебильность может проявляться только к начальной школе. Они способны овладеть профессией, но очень частопопадают в ассоциальные компании. Эти дети обучаемы и дееспособны, на них распространяются все права и обязанности. Обучаются в сециальных школах по специальным программам в течение 9 лет. За это время они изучают: русский язык, литература, математика, естествознание, биология, география, история, рисование, черчение, социально-бытовая ориентировка(ведение домашнего хозяйства, отношение к одежде и обуви, пользование почтой, сбербанком, химчисткой и др),физкультура,индивидуальные занятия с логопедом и ЛФК, труд (ручной и производственный). Единственный экзамен – по труду. Существует классификация интеллекта по степени тяжести: легкая, умеренная, выраженная, тяжелая (глубокая).

 

Имбецильность. Более выраженное интелектуальное нарушарушение чем при дебильности. Деффект выявляется в младенчестве, наблюдается резкое отставание от нормы, нарушается моторика, ходьба форм к 3 годам. К концу дошкольного возраста происходит овладение навыками самообслуживания, речь остается на уровне звукоподражания, мышление конкретное, объем памяти низкий (преобладает механическая память), внимание  рассеянное, нарушение общей моторики, могут быть нарушены пропорции тела, внушаем из-за слабости волевой сферы. Они содержатся в специальных домах для инвалидов, обучаемы, содерж в домах 8 вида, открывают классы для имбицилов. По специальным программам обучения математическим  действиям:сложение и вычитание, грамоте, ручной труд, рисование, ознакомление с окружающим миром, развите речи, физкультура, ритмика и навыки самообсл. Существует классификафия интеллекта по степени тяжести: легкая, умеренная, выраженная, тяжелая (глубокая).

Идеотия -эти дети недееспособны, необучаемы, им недоступно осмысление окружающего мира. При тяжелых формах- неспособности к самостоятельному передвижению. Не вступают в контакт. У них снижен болевой порог. Наряду с поражением нервной системы могут быть поражены другие органы и ткани. Главный процесс – жевание. Причем отсутствует порог насыщения. Существует классификация интеллекта по степени тяжести: легкая, умеренная, выраженная, тяжелая (глубокая).

 

Деменция и ее виды.

Деменция - это преобретенное слабоумие, результат распада уже сформировавшейся интеллектуальной сферы. При деменции страдает память, мышление, воля, работоспособность, целенаправленная деятельность. Различают 3 вида деменции: 1.Органическая демеменция- это поражение головного мозга вследствие инфекции, травмы, вредных отравляющих  веществ. Вследствие этого распадаются навыки самообслуживание, появляется расстройство речи, забывются ранее преобретенные знания. Наблее эфорическое настроение. Периодически возникает подавленное настроение. У детей оно выражается в равнодушии, апатии, бездеятельности, снижается работоспособность, успевемость. Появляется истощенность при выполнении интеллектуальной работы. Трудности в обучении, невозможность освоить школьную программу. Нарушается поведение (возбудимость,агрессивность). Происходит нарушение  влечений: чрезмерная прожорливость и гиперсексуальность.

2 формы органической деменции: резедуальная- нарушение интеллекта. Остаточное поражение мозга (стабильное состояние) и  прогредиентная- интеллектуальное нарушение являетсся следствием текущей патологии процесса (постепенно ухудшается).

2.Шизофреническая деменция. Страдают эмоционально-волвлевая и личностная сферы. Происходит нарушение активности, апатия, отсутствие интересов, аутизм, неготивизм, эмоц0ная тупость и т. д. При этом почти не страдает интеллектуальная сфера. Остается способность к общению, анализу и синтезу.

 3.Эпелептическая демеменция. У детей выявляются трудности в обучении. Ухудшается внимание, замедляется темп психической деятельностити. Им свойственны постоянно угрюмость, чёткость, страсть к порядку, страсть к детализированности. Характерна повышенная забота о своем здоровье. По- разному ведут себя с различными людьми.

 

Дети с задержкой психического развития.

В 60-е гг XXвека началось изучение детей с ЗПР. Это было обусловлено тем, что в это время внимание педагогов и дефектологов привлекли к себе дети, неуспевающие по программам массовых школ, но неявляющиеся умствотсталыми. Проблемами таких детей стали заним в НИИ Дефектологии. Во главе стояли: Власова Т.А. и Певзнер М.С. Они выделили группу детей, которая получила название- дети с ЗПР. Они не имеют грубых нарушений центральной нервной системы. У этих детей наблюдается способность использовать помощь педагога, самостоятельно по образу выполнять предложенное задание и переносить сформировавшийся навык в новые учебные ситуации. У детей с ЗПР нарушено: внимание (оно произвольное), память, переключение с одного вида деятельности на др, снижена умственная работосп-ть, быстрая утомл-ть и т.д. У д с ЗПР, в отличие от умственно отсталых. Нарушения избирательные (не все психические процессы, а лишь отдельные составляющие части, например: при сохраненном логическом мышлении могут быть нарушены: внимание и память, следственно ребенок не может сконцентрироваться и ему требуетсяся специальное индивидуальное обучение).

Классиф детей с ЗПР.

1.ЗПР соматогенного происождения. Данная форма задержки обусловлена длительной соматической недостаточностью. Это различные нарушения физического здоровья: хронические инфекции, аллергические состоянияя, различные пороки сердца, пороки опорно-двигательной системы. У них наблюдается снижение физического и психического тонуса, следовательноно приходит к соматогенному инфантилизму (детскость в развитии). Им характерны неуверенность, боязливость, проявляется капризность, неуравновешенность. В основе этого лежит чувство собственной физической неполноценности. А с другой стороны- запретами, которыми окружают ребенка.

2.ЗПР психогенного происхождения. С неправильными, неблагопритными условиями воспитания. Это препятствует прав формированию личности и может оказать травмирующее воздействие на психику ребенка.

Лебедянская выделили следующие формы:

а) развитие личности по типу психической неутойчивости. Происходит в условиях гипоопеки. У него не воспитывается чувство дома, ответственности, не поощряется развитие познавательской деятельности, следовательно незрелость эмоциональ-волевой сферы сочетается с недостаточным уровнем знаний и представлений.

б) ребенок развивается по типу «кумир семьи», вызван гиперопекой. Ребенку не прививают черты ответственности, умению подчинять свои действия мнению коллектива. У него формируется психогенный инфантилизм, для которого характерна малая способность к волевому усилию, нелюбовь к труду и эгоцентризм.

в) развите личности по невротич типу. Данное развитие может наблюдаться в семьях, в которых культивируется грубость, жестокость, агрессия. В такой обстановке формируется бояливая личность, робкая, нерешительная, малосостоятельная плюс неблагоприятные условия жизни ведет к задержке интеллектуального развития

3.ЗПР церебрально-органического происхождения. (или минимально-мозговая дисфункция (ММД).) занимает основное место в границах данного отклонения. встречается у детей наиболее часто и он же вызывает у детей наиболее выраженные нарушения в их эмоционально-волевой и познавательской деятельности в целом. По И. Ф. Марковской  выделены два основных клинико-психологических варианта ЗПР церебрально-органического генеза. При первом варианте преобладают черты незрелой эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма. Если и отмечается энцефалопатичная симптоматика, то она представлена негрубыми церебрастеническими и неврозоподобными расстройствами. Высшие психические функции при этом недостаточно сформированы. При втором варианте доминирует симптом поврежденности: выявляются стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций и тяжелые нейродинамические расстройства (напр:инертность). Регуляция психической деятельности ребенка нарушена не только в сфере контроля, но и в области программирования познавательной деятельностити. Это приводит к низкому уровню овладения всеми видами произвольной деятельностити. У ебенкар задерживается формирование предметно-манипулятивной, речевой, игровой, продуктивной и учебной деятельности.

Дети с нарушением речи.

Согласно современным научным представлениям нарушение речевого развитя у детей представляет одну из форм сложного когнитивного дефекта, который включает избирательное расстройство речевой функции, а также отклонения неязыковых функций и процессовсов. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефект речи, недостатки речи, недоразвитость речи, речевая патология, речевые отклонения.

  1. Нарушение устной речи:

Расстройства фонационного оформления речи: афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса, брадилалия — патологическое замедлен темпа речи, тахилалия — патологически убыстрен темп речи, заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловлен судорожными состоянием мышц речевого аппарата, дислалия — нарушение произносительной стороны речи при

нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловлено анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,

дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловлен недостаточной иннервацией речевого аппарата.

2.Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:

алалия — отсутствие или недоразвитость речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,афазия — полная или частичная утрата речи, обусловлена локальными поражен головного мозга

 3.Нарушение письменной речи:

дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения,

дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.Для данной классификации характерно объединение психолого-лингвистических и клинических критериев. Они ориентированы на объяснение анатомо-физиологического субстрата нарушений и причин возниковения дефекта.

 

  1. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:

I. Заболевания нервной системы:

детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит.

II. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра,

кривошея,

косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитость и дефекты конечностей, аномалии развитии пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).

III. Приобретенные заболевания и повреженияд опорно-двигательного аппарата:

травматическое повреждение спинного мозга, головного мозга и конечностей,

полиартрит, заболевание скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит),

системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразитостьв, нарушение или утрата двигательных функций). Большую часть детей с нарушением опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами (89 % ). (ДЦП возникает в результате недоразвивтости или повреждении мозга в раннем онтогенезе).  Двигательные расстройства у них сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельностити, что связано с органическим поражением нервной системы и ограниченными возможностями в познании окружающего мира. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органиченную природу и усугубляются дефицитом общения. Поэтому наряду с лечебной и социальной помощью эти дети нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Часть детей не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушением опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

Детти с нарушением опорно-двигательного аппарата стали обучаться не только в специальных, но и в массовых учебных учреждениях: сколиоз, ДЦП, вывихи бедра, кривошея, плоскостопие и т.д.

Основные проявления: движения неустойчивые, замедленный темп ходьбы, у детей неумение подниматься, спускаться по лестнице. Некоторые не умеют одеваться – раздеваться, выполнять простые бытовые действия.

ДЦП – это заболевание головного мозга, при котором вследствии поражения двигательной системы наблюдаются различные психо-моторные нарушения.

Особенности нарушений при ДЦП.

  1. Ограниченность или невозможность произвольных движений. Снижение мышечной силы.
  2. Нарушение мышечного тонуса. Чаще он повышен. Руки прижаты к туловищу. Ноги согнуты в коленях. Пальцы сжаты в кулаки. У них нарушены: равновесие и координация движений.
  3. При ДЦП дети, как правило не имеют нарушений познавательной сферы. Поэтому не требуется специального обучения,но при этом нуждаются в особых условиях жизни.

Степень выраженности ДЦП.

  1. Тяжелая степень – ребенок не владеет навыками ходьбы, манипулятивной деятельностью и самообслуживанием.
  2. Средняя степень – ребенок ходит неуверенно с помощью специальных средств. Навыки ходьбы, манипулятивной деятельности и самообслуживание развиты неполностью.
  3. Легкая сепень – дети ходят самостоятельно, хорошо развита манипулятивная деятельность, не отмечается нарушение походки, недостаточная ловкость движений, снижение мышечной силы.

Основные направления коррекционной помощи:

  1. Медикаментозное
  2. Физиотерапевтическое
  3. Ортопедическое
  4. Массаж
  5. ЛФК
  6. Гидро-ванны

 

Синдром раннего детского аутизма.

Аутизм – это состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Детский аутизм встречается, приблизительно, в 3-6 случаях на 10000 детей. Приблизитально 3-4 мальчика на 1 девочку. РДА является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и относится к группе так называемых всепроникающих расстройств. Формируетсяся этот синдром в своем полном виде к 2,5 -3-годам.

Характерные черты:

нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

стереотипность в поведении. Она проявяетсял как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; как наличие в поведении ребенка однообразных действий — моторных (раскачивание, прыжков, постукивание и т.д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипные манипуляции каким-либо предметом, однообразные игры; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипность интересов;

совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалии, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица и др.), сутью кототорого является нарушение возможности использовать речь в целях коммуникации.

Причины:

  1. Теоритическая – психогенная. Связана с аффективным развитием ребенка (эмоции). Мать подавляет ребенка своей активностью и властью.
  2. Биологическая (наследственность). Детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы.

1 год жизни. Признаки:

  1. Ребенок не фиксирует взгляд на предметах.
  2. Первая улыбка появляется своевременно, нона никому неадресована.
  3. Отношение к окружающим индифферентное.
  4. Нет дифференциации людей.
  5. Реакция на дискомфорт либо резкая, либо равнодушная.
  6. Нечувствителен к сенсорным воздействиям.

Дошкольный период:

  1. Феномен тождества (стремление к постоянству). При изменениях условий появляется тревожность, страх. У ребенка много стериотипов бытовых, двигательных.
  2. Неравномерность развития моторики. Произвольная развита слабо, а мелкая очень хорошо.

 

 

 

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение- это действие, целью которого является нанесение

страдания и ущерба другим, демонстрация собственного превосходства в силе.

Вилы: физическая и вербальная.

По направленности: на людей (физическая- толкается, кусается, плюется, дерется; вербальная -грубит, говорит неценз слова, оскорбляет)и на определенные предметы(физическая - ломает игрушки, рвет книги, бъет дверь ногой, бросает предметы о стены; вербальная - фразы: « плохая кукла», « плохая сказка»).

 

 

Адаптация ребенка к детскому образовательному учреждению.

Признаки адаптации ребенка:

 1.отрицательные эмоции (плач, хныканье, приступообразный плач, плач за компанию);

2.страх социальных контактов;

3.особенности речи(у некоторых детей на фоне стресса речь ухудшается);

4. Навыки самообслуживания (могут быть утеряны);

  5. Сон (либо вообще не спит, либо плохо спит);

  6.аппетит(отказ от еды)

Факторы риска осложняющие адаптацию в ДОУ:

 1. Заболевание на 1 месяце жизни.

2.пассивное курение.

3.Частые ОРВ, острые инфекционные заболевания.

 4.Наличие органических заболеваний (врожд порок сердца, пилонефрит и т.д.).

5. Задержка нервно-психического развития.

 6.Неудовлетворительныематериально-бытовые условия жизни.

7.Отсутствие закаливающих мероприятий.

 8.Несоответствие домашнего режима режиму в ДОУ. Отсутствие дневного сна дома.

 9. Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми.

10. Конфликтные отношения в семье.

 11.Отсутствие отца или матери в семье ребенка.

 12. Первый или единственный ребенок в семье.

Выделяют 3 стиля, спомошью кототорых человек может адаптироватьсяся к среде:

 1. Творческий стиль- когда человек старается активно (условия среды приспосабливая к себе, т.е.приспосабливается сам)

2.Комформный стиль-когда человек просто привыкает пассивно принимая все требования и обстоятельства среды.

3.Избегающий стиль- когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

 Выделяют 3 стадии адаптационного процесса:

 1.Острая фаза, сопровождается разнообразными колебаниямив соматическом состоянии, что приводит к снижению веса, частым распираторным заболеваниям, нарушению сна, сижению аппетита, регрессу в речевом развитии ( фаза длится в среднем месяц). При прохождении острой фазы 3степени тяжести:

а) легкаяадаптация-поведение в норме в течение 10 – 15 дней, адекватно ведет себе в коллективе, не болеет в течение месяца.

б)средняя тяжесть адаптации – поведение в норме в течение месяца. Ребенок может заболеть на 5 дней. Есть признаки психического стресса.

в)тяжелая адаптация – длится от2 до 6 месяцев.Ребенок часто болеет, теряет полученные навыки, может наступить физическое и психическое истощение организма.

2.Подострая фаза харрактеризуется адекватным поведением ребенка. Все сдвиги уменьшаются.(длится 3-5 месяца)

 3.Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития. Дети к концу учебного года преодолевают указанные выше задержки в развитии.

 

 

Система подготовки ребенка к поступлению в детский сад.

Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Многие родители стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает на это знаний и опыта.

1.Для успешной адаптации ребенка в детском саду, ребенка заранее познакомить с территорией детского сада, с детьми, с воспитателем группы.

2.В начале оставлять ребенка на несколько часов, постепенно увеличивая время до целого дня.

 3. Приучать к режиму дня ДОУ.

4. Научить навыкам самообслуживания.

 5. Не обсуждать при ребенке, волнующие родителей проблемы, связанные с детским садом.

 6. Не угрожать ребенку детским садом, как наказание за его непослушание.

 7. По возможности оформить в детский сад по месту жительствава.

 8.Отправить в детский сад при условии что он эдоров.

 

 

 

 

Застенчивые дети.

Признаки застенчивости:

1. Низкий уровень общения, затруднения в контактах с другими людьми.

 2. Ярко выраженная неуверенность в себе и заниженный уровень притязаний.

 3. Страх перед чужими. Долго непроходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию.

4. Тяжелая адаптация.

 5. Скованность в движениях. При общении со взрослыми принимает вынужденную позу: сутулится, нагибает голову, теребят руками одежду, трогают волосы или лицо.

 6. В коллективе такой ребенок обречен на изоляцию, одиночество. В лучшем случае дети незамечают его, безразлично отстраняют от совмесных игр. В худшем - обращаются с ними насмешливо, грубо, дразнят, бъют.

 7. Склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность их внешних проявлениях.Дети больше чувствуют и понимают чем могут выразить. Больше накапливают знаний и умений, чем используют в реальной жизни.

Причины появления застенчивости.

 Несмотря на то, что застенчивость может быть обнаружена «с 1 взгляда» родители часто ее недооценивают, принимая ее за положительное качество. К моменту поступления в школу у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, своеобразное положение в обществе и он отдает себе отчет в этом недостатке. Однако осознание своей застечивости не только не помогает, а наоборот мешает ее преодалению, потому что ребенок фиксирует свое внимание на этих чертах характера и поведения. Это его еще больше сковывает. Особенно плохо когда мать ребенка отличается замкнутым и малообщительным характером, повышенной мнительностью и тревожностью. Это проявляется в постоянном беспокойстве за ребенка, стремлении оберегать его от всевозм опасностей, придуманных ею. Все делать за ребенка самой.

 

 

 

Диагностика страхов.

Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:

1. Когда остаешься один.

 2. Нападения.

3. Заболеть, заразиться.

4.Умереть.

 5. Того, что умрут твои родители.

 6. Каких-то людей.

7. Мамы, папы.

8.Того, что они тебя накажут.

 9. Бабы- Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, чудовиш (у школьников плюс страхи невидимок,скелетов, черной руки и т.д.)

 10. Опоздать в детский сад, школу.

 11. Перед тем как заснуть.

 12.Страшных снов (каких именно).

13. Темноты.

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных).

 15. Машин, поездов, самолетов (страх транспорта).

16. Бури, урагана, наводнения и т.д. (страх стихий).

17. Когда очень высоко.

18. Когда очень глубоко.

 19. Туалета, комнаты (страх замкнутого пространства).

20. Воды.

21. Огня.

22.Пожара.

23. Войны.

24. Больших улиц, площадей.

25.Врачей (кроме зубных).

26. Крови (когда идет кровь).

27. Уколов.

28. Боли (когда больно).

29. Неожиданных резких звуков, что-то падает, стукнет (ты боишься, вздрагиваешь?).

Беседу следует проводить не раньше 3 лет, при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений. Перечислять страхи следует неторопливо, не повторять вопрос, избегая непроизвольного внушения какого-то страха.

 

 

 

 

 

 

Методы коррекции детских страхов.

Главная задача – найти способы социализации к окружающему миру. Как ребенка адаптировать. Все живут вместе, а не изолированно.Как помочь войти ребенку в жизнь с людьми.

Социализация – это активное приспособление человека к условиям социальной среды, путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения принятых в обществе.

Реабилитация – это система медико-педогагических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Мы пытаемся адаптировать – где бы его способности можно учесть. Например: глухие люди.

Страхи возникшие в результате внушения устраняются не только воздействием на ребенка, но и на взаимоотношения родителей. Необходимо относитя к страхам без лишнего беспокойства и наказания. Важно смотреть на страх не только глазами взрослого сколько глазами ребенка. В большинстве случаев стрхи уходят сами, т.к. с возрастом происходит их интеллектуальная переработка. Если сам страх не выражен и проявляется временами, то лучше всего отвлечь ребенка, занять его интерес деятельностью, выйти на прогулку. Чем больше ограничен круг интересов и контактов у ребенка, тем больше фиксация на своих ощущениях и страхах.

Методы коррекции:

 1.Рисование. Оно  может быть индивидульным и совместным со взрослым. В первую очередь рисование устраняет страхи воображаемые, страхи основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедшие достаточно давно и оставивших не очень выраженный след в памяти ребенка.

2. Игра.

а) подвижная игра (с целью снятия скованности, избытка торможения, неуверенности в себе).

б)сюжетно – ролевая.

3. Сочинение фантастических и реальных историй.

 

 

 

 

 

 

Сказкотерапия как один из эффективных методов коррекции детских страхов.

Одним из эффективных методом работы с детьми испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сазкотерапия. Посредством ее можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различогон рода психосамотическими заболеваниями, энурезами и т.д. Кроме того процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различн пути их решения. Сказка для детей – это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни,сталкиваться со сложными явлениями и чувствами. В доступной форме постигать мир взрослого чувства и переживания. Существует два подхода к сказкотерапии: дерективный(направленное) и недерект(ненапр).

 Дерективный-педагог главное лицо (активно участвствует в сказкотерапии, следит за ребенком и т.д.). Психотерапевтические метафоры подбираются индивидуалбно, в зависимости от проблемы и цели работы. В сказку необходимо включать героев в соответствии с реальнеми участниками конфликта и устанавливать с ними символические отношения, сходные с реальностью. Необходимо предворительно выяснить интересы и увлечения ребенка, чтобы сказка была интересной. Например: мальчик умный, но не может подружиться со сверстниками. Педагог следит за всеми изменениями в ребенке (мимика, пантомим). При создании истории для каждого ребенка используется общение, внушение на трех уровнях:

 1.Сюжет основан на реальной жизни, увлечениях и интересах ребенка, включающий в себя действующих лиц конфликта.

 2. Заключается в использовании слов воздействующих сенсорные системы, что как уже отмечалось, позволяет разблокировать подавленную систему. Всегда необходимо оставлять ребенку возможность собственного творческого поиска и максимальной индификации себя с героем в процессе воспроизведения сказки (смена интонаций, паузы, громкость).

Меннедерективное направление. Ребенок- личность. Цель- помочь ребенку выявить и осознать свои проблемы и показать некоторые пути их решения. Одна сказка на 3-5 детей. Ребенок берет то, что актуально для него. Цикл историй с одним и тем же героем, но с разными приключениями. Необходим подбор детей в эту группу:

 1. С детьми агрессивными, концентричными – индивидуальная работа, а потом в группе. С детьми малоразговорчивыми - сразу в группе.

 2. Сочетать детей по принципу дополнения, т.е. с противоположными синдромами.

 Процесс работы делится на 3 этапа:

 1. 2-3 занятия (подготовительный). Задача: объединить детей в группу, определить правила и специфику работы  чтобы дети почувст себе комфортно, наладили контакты друг с другом.

 2. Основной этап. Задача: помочь ребенку в решении трудных для него ситуаций, проблем и преодален нежелательных черт характера.

 3. Заключительный этап. Может содержать проигрывание трудн ых ситуаций и способов их решения а также прослушивание сказок и позитивные прогнозы на будущее.

 

 

 

Психолого-педагогическая помощь ребенку переживающему горе.

Как помочь страданиям ребенка:

 1. Преживания разделить между всеми членами семьи, сохранить память об умершем человеке.

 2. Самое сложное для взрослого – это сообщить ребенку о смерти влизкого. Надо обнять его и держать за руки. Ребенка надо окружить физической заботй: готовить еду, стелить постель и т.д. Сдерживание слез противоестеств для малыша и даже опасно, но заставлять его ненадо. Все семейные заботы делать сообща.

3. Желательно чтобы ребенок говорил о своих страхах, но его побудить к этому нелегко. Надо признать его боль и переживания. Окружить любовью и пониманием. В течение многих месяцев, первый год, вспышки эмоций будут омрачать праздники, но это пройдет. Период переживания короче чем у взрослых.

 4. Тревожные симптомы (обращаться к спец):

 - дительное неуправляемое поведение;

 - острая чуствительность к разлуке, полное отсутств каких-либо чувств;

 - бессоница, галюцинации;

 - дипрессия подростков – это часто гнев загнанный внутрь.

 Общие советы:настораживает отсроченность переживания горя, слишком затянувшееся или необычное беспокойство. Всегда тревожит отсутствие переживаний.

 Рекомендации воспитателям:

 1. Наблюдайте за измененением в поведении ребенка , отностесь с терпением к невнимательности, агрессивности, гневу, замкнутости.

 2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его.

 3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка.

 4. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честным в ответах. Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки, чтобы небыло противоречий.

5. Покажите ребенку что плакать нестыдно. Рассказать трогательные истории.

6. Никогда не говорите: «Ты ведь так не думаешь, не так ли?». Не надейтесь на исчезновение у ребенка страхов.

7. Старайтесь быть в контакте с родителями. Ребенок быстро почувтвует связь между вами и его семьей. И это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ними изменения в повед ребенка, в его привычках.

Подобається