Модернизм конца 19 века. Философская основа и течения. 10 класс


 
Урок зарубежной литературы в 10 классе
 
Тема урока: Модернизм как художественно-эстетическая система
 
Тип урока: Лекция - визуализация с элементами эвристической беседы и практической частью
 
Ход урока
Учитель. 
Добрый день! Тема нашей лекции-визуализации - «Модернизм как художественно-эстетическая система».
 
Мотивация учебной деятельности
На уроке мы:
- повторим, с какими литературно-художественными стилями мы познакомились раньше;
- рассмотрим причины появления, философские принципы, основные признаки и этапы развития модернизма в искусстве, в зарубежной литературе;
- проанализируем образцы поэзии символистов и научимся различать импрессионистскую манеру письма по сравнению с реализмом;
- поработаем самостоятельно над статьей «Каковы особенности модернизма?»;
- заполним таблицу во время работы
- соединив 4 вида искусства (литература, живопись, музыка и архитектура), увидим, каким образом развивался модернизм.
 
• Вспомните, какие литературно-художественные стили вы изучили?
 
1. Работа с таблицей «Упрощенная таблица литературных стилей» - учебник
 
ПЛАН ЛЕКЦИИ-ВИЗУАЛИЗАЦИИ
1. Время кризиса и пессимизма.
2. Формы переживания кризиса.
3. Возникновение модернизма.
4. Символизм как литературное направление.
5. Признаки импрессионизма.
6. Неоромантизм
 
Учитель (лекция)
     Время кризиса и пессимизма
Первая страница нашей лекции «Время кризиса и пессимизма». Иллюстрировать эту страницу будет стихотворение Поля Верлена «Тоска».
 Меня  не веселит ничто в тебе, Природа:
 Ни  хлебные поля, ни отзвук золотой
 Пастушеских рогов, ни утренней порой
 Заря, ни красота печального захода.
 Смешно искусство мне, и Человек, и ода,
 И песенка, и храм, и башни вековой
 Стремленье гордое в небесный свод пустой.
 Что мне добро и зло, и рабство, и свобода!
 Не  верю в Бога я, не обольщаюсь вновь
 Наукою, а древняя ирония. Любовь,
 Давно бегу ее в презренье молчаливом.
 Устал я жить, и смерть меня страшит. Как челн,
 Забытый, зыблемый приливом и отливом,
 Моя душа  скользит по воле бурных волн.
 
                                  
Этой произведение является яркой иллюстрацией трагического мировосприятия человека конца XIX - начала ХХ века, чувствовавшего напряжение чрезвычайно быстрого развития, которое выталкивало его из ритма естественной инерции. Таким было настроение художников, обусловившее трагическое мировосприятие, настроения беспредельного отчаяния, гнетущего страха.
Лирический герой поэзии Верлена отрицает все: красоту природы, искусство, культуру и цивилизацию (знание, мораль, идеи), Бога ( «пустые небеса»), любовь. Что же противопоставляется всему миру? Ответ таков - душа лирического героя, проникнутая ужасом смерти. Стихотворение Верлена называется «Тоска», но это слово ни разу не встречается в тексте.
Почему же оно так называется? (Проблемный вопрос к группе).
 Так, все протесты, все возражения лирического героя передают именно состояние тревоги - беспокойства, волнения (предчувствие трагедии и катаклизмов, одиночество души, пессимистическое восприятие мира.
Речь идет об общем кризисе духа, литературы и искусства, который начинается где-то в середины 1880 годов и вызывает переоценку всех ценностей XIX века.
Роль учителя пессимизма и индивидуализма было суждено сыграть немецкому философу А. Шопенгауэру. Вот некоторые тезисы его теории:
◈ внешняя реальность только отблеск слепой воли к жизни, познать ее с помощью разума невозможно;
◈ социальная структура - это борьба эгоизмов;
◈ счастье - это иллюзия, избежать страданий невозможно;
◈ цель познания и этики -это самоубийство отдельной воли, убийство всех желаний и сочувствия;
◈ только для избранных, элиты (гениев, художников) путь освобождения от воли и страданий - это эстетическое созерцание и нравственное самосовершенствование, а глубина познания зависит от интуиции художника.
Лозунгом новых тенденций стало творчество еще одного немецкого философа Ф. Ницше, важнейшим делом своей жизни назвал переоценку ценностей. Он произнес сакраментальную фразу: «Бог умер». Это означало, что все старые нравственные идеи (и христианство прежде всего) он назвал фальшивыми и болезненными. Вместе с Богом отошла определенная система ценностей, а человек стоит перед необходимостью выйти за пределы старых, удобных ответов на вечные вопросы.
Итак, сам Ницше предсказал начало новой всемирного кризиса: «Вся наша европейская культура идет к катастрофе». Но отдельные люди, по мнению философа, имеют удивительные возможности для развития духа и жизни. Это существование так называемой сверхчеловека, которая, с точки зрения Ницше, является смыслом творения, самым совершенным в мире существом. Воспевая культ сверхчеловека, философ провозгласил, что «умерли все боги, остался один человек». Весь мир должен служить человеку и его жизни, поэтому провозглашается лозунг «Все дозволено!»
Концепция сверхчеловека повлияла на творчество и жизнь большинства художников, которые были современниками философа.
Элитарную концепцию творчества Шопенгауэра усовершенствовал Анри Бергсон (Опыт о непосредственных данных сознания), создав «интуитивную философию». Если только с помощью интуиции можно понять глубинную сущность мира, то новое искусство должно не изображать, а только намекать на нее, используя новые методы. Но слава Бергсона была еще впереди, в ХХ веке.
                                      
Формы переживания кризиса
Следующая страница раскроет основные формы переживания кризиса.
Кризисное состояние культуры вызвало формирование науки, типов культуры, бытового поведения, которые одновременно были и мировоззрением, и художественным стилем, и образом жизни.
1.Самый известный из них - декаданс. Декаданс был явлением общеевропейским. Так, декадентскими умонастроениями проникнута творчество как французов Шарля Бодлера, Поля Верлена, Артюра Рембо, так и россиян Александра Блока, Валерия Брюсова. Это слово переводится как упадок. Вот типичное в этом смысле стихотворение русской поэтессы того времени Зинаиды Гиппиус «Все кругом»
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жёстко тупое, всегда безобразное, 
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
         Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
         Жизни и смерти равно недостойное,
         Рабское, хамское, гнойное, чёрное,
         Изредка серое, в сером упорное,
         Вечно лежачее, дьявольски косное,
         Глупое, сохлое, сонное, злостное,
         Трупно-холодное, жалко-ничтожное,
         Непереносное, ложное, ложное!
         Но жалоб не надо, что жалости в плаче?
         Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.
 
 В нем не все так безнадежно пессимистично, как в приведенном выше стихе Верлена. Финал говорит об определенном выходе (хоть и воображаемом) из ситуации отчаяния и пессимизма. Но, несмотря на это, бросается в глаза явная общность настроения двух стихов (внушение или суггестия). Поразительно, что Зинаида Гиппиус создает градацию настроения с помощью одних прилагательных.
 Чтобы выяснить некоторые общие черты этого явления, обратимся к схеме «Общие черты декаданса».                          
1. Отчужденный от мира герой - сверхчеловек, избранник.
2. Заинтересованность художников собой, собственными изящными переживаниями.
3. Главные темы - болезненность и упадок жизни, неприятие окружающей среды.
4. Стремление уйти от этого в мир красоты и иллюзий.
5. Ведущие мотивы произведений - печаль, отчаяние, пессимизм, разочарование.
6. Приоритет роли искусства над реальностью, приверженность эстетизму и декоративности.
7. Тяготение к фантастике, мистике, иррациональности.
8. Эклектизм (способ построения философской системы путём сочетания различных положений, заимствованных из других философских систем), тяготение к синтетизму в искусстве, сочетание различных его видов.
9. Желание «остановить мгновение», описать мир в процессе непосредственного видения.
 
Декаденты, не в состоянии преодолеть отвращение к жизни, ищут средств стимулирования уставших чувств и поэтому погружаются в искусственное, психологически искаженное и неестественное. Эта практика распространяется на искусство, а также на быт и повседневную реальность: сексуальные извращения, наркотический рай, фантастические развлечения на грани реальности и здравого смысла становятся не только темами произведений, но и сценарием судеб многих выдающихся тогдашних художников. Поэтому декаданс еще называют вырождением. Об этом мы будем говорить на следующих уроках, рассматривая жизнь и творчество художников-модернистов.
 
Зарождение модернизма.
      Впервые слово «модерн» начали использовать в конце I века для того, чтобы разграничить христианское настоящее и языческое римское прошлое. На протяжении веков его содержание менялось. Это следует и из самого значения слова - «принадлежность к современному». Итак, модернизм является постоянным обновлением и не может быть присущим определенному отрезку времени. Модернизм всегда появляется из конфликта, отрицания старого, предыдущего, но существует параллельно во времени. Наиболее заметное противостояние на всех участках общественной и культурной жизни в конце XIX - начале ХХ века.
Основанием для раннего модернизма в искусстве было творчество романтиков. Модернистское свидетельство скрыто в самой природе романтизма, от которого ранние модернисты переняли неприятие грязной реальности, противопоставление повседневному миру силы духа и искусства независимой личности, утверждение творческой свободы художника, развитие символьной природы искусства, создания новой художественной реальности. Для модернизма характерно то, что его направления сосуществовали, переплетались.
Предтечей модернизма считают Шарля Бодлера и Фридриха Ницше.
 
Шарль Бодлер
Эстетическая программа
1. Современность - основа искусства
2. Доминирует Красота и Идеал
3. Художник - зеркало жизни
4. Мир изменяется ежесекундно, это изменение нужно поймать.
5. Интеллектуализация литературы
6. Эффективность образов
7. Парадоксальность мыслей
 
Словарь:
• фланер: не обременен делами, блуждает без дела.
• обсерватер: тот, кто наблюдает за жизнью.
• дискурс: речевой поток, аргумент, доказательства.
• парадокс:  неожиданные, странные мысли.
 
 Шарль Бодлер стал первым художником, который привлек внимание к современности и определил ее отражение как главную цель искусства. В статье «Художник современного жизни» он писал: «Наслаждение, которое мы получаем от репрезентации современного, происходит не только по красоте, которой оно украшено, но также от его существенной приметы - быть современным».
На вопрос, что делать современном художнику, Бодлер отвечает: сосредоточиться на современном. Образ современного художника включает денди, фланера, человека мира, человека толпы, ребенка, философа, обсерватора жизни. Тяга к Красоте и Идеалу воплотилась в конструировании особой поэтической речи, в чрезвычайной интеллектуальной формальной дисциплине, в эффектности рифмы, ритма, в парадоксальности мыслей, чувств. Об этом ярко свидетельствует его книга «Цветы зла».
 
Фридрих Ницше заложил философский дискурс модернизма. Он безжалостно определял и уничтожил все иллюзии предыдущей эпохи. Его труды знаменовали бунт против эры надежды, уверенности, энтузиазма, веры в прогресс, против механистичности точных наук - эры, которой был XIX века. «Бог умер», - провозгласил Ницше, остался человек, который должен стать тем, кем он является. Только теперь человек себя может полностью понять и реализовать. Отсюда и возникла идея художника как демиурга (Всевышнего создателя), который наделяет красотой камень, железо, дерево. Эта красота вместе с логикой, структурой, мудростью приносит в хаотический мир порядок и гармонию. Художник или философ в поиске истины получали статус «сверхчеловека». Те, кто не подпадал под этот критерий, хулился (идея нахождения над толпой, массой). Эту идею в украинской литературе исповедовали герои произведения О. Кобылянской «Он и она», Леси Украинки, В. Винниченко.
Еще одна идея Ницше касается волюнтаризма (все существующее в мире есть воля к власти, могущества). Кроме того, он призвал забыть прошлое, пережить жизнь в неисторический способ, что стало бы фундаментом подлинного гуманизма. Отрицание прошлого являлось не столько актом забвения, сколько критической оценкой самого себя.
 
Кроме Бодлера и Ницше, свое слово в формировании мировоззренческой системы модернизма сказали:
1) З. Фрейд и К. Юнг, которые исследовали подсознание; 
2) А.Бергсон, который отрицал рациональные основы познания;
3) антрополог Фрейзер, который своими исследованием подрывал старые представления о происхождении религий.
!!! Проблемный вопрос: 
Назовите признаки философии Ницше в эстетической программе Бодлера.
1. Человек - творец красоты;
2. Красота и мудрость приносят в хаотический мир порядок и гармонию;
3. История - не мертва, потому что художник - это зеркало происходящего в обществе.
Еще одна черта модернизма - невиданное ранее самосознание литературы. Модернизм породил новые направления и эстетические теории.
 
Итак, модернизм - художественно-эстетическая система, которая сложилась в конце XIX - начале ХХ века. Модернизм объединяет немало относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений, отличных по социальным масштабом и культурно-историческим значением.
Исходя из этой информации, давайте определим основные признаки модернизма.
(Записывают в тетрадь)
Основные черты модернизма
1.Ориентация на искусство Запада, на вечные законы бытия и искусства 
2.Индивидуализм
3. Мышление символами
4. Идеологичность
5. Психологизм
6. Всепроникающий лиризм
7. Глубинный эстетизм
8. Дегуманизация
9. Волюнтаризм
10. Творческая интуиция
11. Склонность к мистицизму, подсознательному
 
Модернизм был своеобразным протестом против социальных процессов (межклассового противостояния, войны). Он выступал против :
1. подражания канонизированным формам и стилям предыдущих эпох (реализма, романтизма)
2. копирования действительности, которое исповедовали реалисты и натуралисты.
Изюминка для любознательных:
- в Украине и России стиль называли «модерн»;
- в Бельгии и Франции - «ар нуво»;
- в Австро-Венгрии - «сецессион»;
- в Германии - «югендштиль»;
- в Великобритании - «модерн стайл»;
- в США - «стиль Тиффани».
Модернизм требовал от писателей нового слова, которое было бы художественно информативным.
 На мысли модернистов, это должна быть метафорическая речь, лаконичные, рваные предложения, метательная композиция, позаимствованный у немого кино принцип монтажа. Все это поэтические средства, порожденные стремлением предоставить художественному тексту большую информативность.
Изюминка: 
Не надо забывать, что элементы символизма, импрессионизма, экспрессионизма встречаются в известных произведениях прошлого.
«Слово о полку Игореве» поражает импрессионистическими элементами. Поэзия Т. Шевченко «И небо неумытое, и заспанные волны ... - это тоже« чистый импрессионизм, а его мистерия «Подземелье» - это произведение, в котором органично сочетаются элементы символизма, экспрессионизма, сюрреализма.
 
Самостоятельная работа по статье «Признаки модернизма» Задача: Прочитайте статью и запишите в тетрадь признаки модернизма.
Приблизительные записи:
1. Внимание к эстетическим ценностям, а не к общественным потребностям.
2. Отстаивание настоящего творчества.
3. Ориентация на лучшие образцы европейской литературы.
4. События пропускаются не из собственного Я, а через души действующих лиц.
5. Символизм укр. лишен мистики.
6. Образы - символы создавались на основе национальной идеи.
7. Поэзия символизма: музыкальность, цветовая гамма, сила звукового образа.
Итак, модернизм - это общее название литературно-художественных течений нереалистического направления, которые возникли в противовес эстетике и формам прошлого.
 
Символизм
        
         Наиболее значимое направление литературы последней трети XIX века - символизм, которое появилось в 1870 г., сосредоточено преимущественно на художественном изображении с помощью символа, т.е. знака, многозначного, аллегорического, отвлеченного образа. Основоположниками раннего модернизма считают французских поэтов Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме, Артюра Рембо.
Символизм связан с идеалистическим мировосприятием, с культом индивидуализма, полной свободы личности, с представлением о том, что искусство выше, чем переменная реальность.
Это направление начали французские поэты, которые в середине 1880 образовали группировку и назвали себя символистами. Этот термин происходит от слова символ, которому представители новой поэзии придавали оригинальное значение:
✓ Никогда не следует объяснять символов.
✓ Самое совершенное и самое сокровенное воплощение идеи, то есть Тайны.
✓ Символ не имеет конкретного значения, наоборот, он имеет много значений, часто несовместимых и противоречивых.
✓ Совершенное применения Тайны и создает символ. (С. Малларме).
✓ Никогда не следует пытаться понять их. (Пьер Луи).
✓ Избегать полного перевода символа. (А. Рембо).
Художники-символисты
Символизм воплощался не только в поэзии, но и в художественном искусстве.
• «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем? ». (1897).
 Эту картину французского художника Поля Гогена по-настоящему сумели оценить только через несколько лет после смерти художника. На ней изображен жизненный путь человека от рождения до смерти, и путь поисков самого себя и смысла бытия.
• Француз Гюстав Моро - один из самых ярких представителей символизма. «Орфей» (1865), «Видение» (1876).
 
Своеобразным манифестом символистов стало стихотворение Шарля Бодлера «Соответствия»
 
Природа - строгий храм, где строй живых колонн
Порой чуть внятный звук украдкою уронит;
Лесами символов бредет, в их чащах тонет
Смущенный человек, их взглядом умилен.
 
Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,
Где все едино, свет и ночи темнота,
Благоухания и звуки и цвета
В ней сочетаются в гармонии согласной.
 
Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,
Как тело детское, высокий звук гобоя;
И есть торжественный, развратный аромат -
 
Слиянье ладана и амбры и бензоя:
В нем бесконечное доступно вдруг для нас,
В нем высших дум восторг и лучших чувств экстаз!
 
                                  
                                                      
В этом стихотворении связи между человеком и символом предшествует намек о «неясные слова», то есть о затемненность смысла слов.
 И эти «смутные слова» смущают человека, поскольку он не может постичь тайны природы только умом, он может запутаться в «лесу символов» как в своем подсознании. Поэтому через них человек идет и в них человек тонет.
 
Проблемный вопрос:
Что, по вашему мнению, имеется в виду под словом «живой» по отношению к природе в этом стихотворении? Как воспринимается природа вообще?
В природе есть тревожные стоны, «безграничные (нет предела, допустим, между моральным и аморальным, добром и злом) вещи», соединяющие свежесть, нежность, молодость, разврат, злобу, то есть прекрасное и безобразное, добро и зло. Мы можем сделать вывод, что природа такая же «живая», как и человек, то есть по Бодлеру, может быть доброй и злой, но все равно «мощной» и «уравновешенной».
Что помогает все уравновесить в природе?
Взаимной связи невидимые законы, то есть закон «соответствий всего и всем».
Бодлер любит необычное совмещение звуков, цветов, запахов, всего того, что человек воспринимает различными органами чувств. От сочетания ощущений, противоположных и неоднозначных, ум в восторге. Поэт призывает доверять своим ощущениям ( «ощущением - хвала»), ибо душа поэта чувствует таинственная связь всего в мире, глубинную суть соответствий.
 
Символистская поэзия
Слушаем стихотворение Поля Верлена «Осенняя песня»
 
Долгие песни
Скрипки осенней
     Зов неотвязный,
Сердце мне ранят,
Думы туманят,
     Однообразно.
Сплю, холодею,
Вздрогнув, бледнею
     С боем полночи.
Вспомнится что-то.
Все без отчета
     Выплачут очи.
Выйду я в поле.
Ветер на воле
     Мечется, смелый.
Схватит он, бросит,
Словно уносит
     Лист пожелтелый.
Перевод Валерия Брюсова
 
   
Вы прослушали стихотворение французского поэта, творившего на рубеже ХIХ - ХХ веков. На первый взгляд кажется, что перед нами пейзажная зарисовка. Докажите, так ли это.
Проблемные вопросы:
Какое еще значение имеет словосочетание «осенняя песня»?
 (Осень в Верлена - это склон жизни, «осенняя песня» - это прощальная песня. Человек чувствует свою смерть, заканчивает свой жизненный путь, живет воспоминаниями о прошлом: «несутся мысли в давние годы мечтаний детски».
Какие еще символические образы создают картину близкой смерти лирического героя?
 ( «Из мглы - бьют часы». Трагизм финала смягчается: «Крутит, гонит, носит меня с желтыми листьями»
 Осень - это еще и определенный настрой. С какими чувствами связано слово осень в этих поэтов?
 (Осень - это одиночество, тоска, грусть, холод, неустроенность. Об этом свидетельствуют слова «Все без отчета Выплачут очи»).
 Вывод. Итак, перед нами не только осенний пейзаж, а «пейзаж души». Сюжетное напряжение каждого из стихов можно сравнить с нарастанием напряжения и развязкой трагедии. Какая именно трагедия произошла: потерянная любовь, крах жизни, болезнь или старость, - мы не знаем, но это не уменьшает эмоционального воздействия, усиленной музыкой стихов. Лирическое слово имеет суггестивную (внушающую) силу «внушает» или «подсказывает» те или иные настроения. Обаяния верленовскому стихотворению придают доминирующие сонорные звуки, аллитерации (совпадение согласных) и ассонансы (совпадение гласных). Поэт удивительно сочетает звуки и чувства, слова и эмоции.
 
Символизм в украинской литературе
 Модернистское движение в Украине начиналось с киевского кружка, в который входили Леся Украинка, Людмила Старицкая-Черняховская, Агафангел Крымский, Николай Вороной.
 
   Импрессионизм
Еще одним направлением модернизма был импрессионизм, сформировавшийся во Франции во II половине XIX в. Название возникло после проведения выставки в 1874 году, где была выставлена ​​картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». (Впечатление франц. - impression). (Демонстрируется картина)
(Демонстрация картин К. Моне «Скалы и морской берег в бухте дьАваль»).
Техника импрессионистической живописи базируется на утверждении, что все оттенки делятся на основные и дополнительные цвета. Пятна цветные наносятся на холст быстрыми, легкими движениями кисти и сливаются в одно, если рассматривать их с определенной расстоянию.
(Демонстрация картин Жорж Сёра «Мыс дю Ок в Гранкан. 1885, В. Гог« Автопортрет »1889-1890).
Главная идея импрессионизма в том, что в природе ни один цвет не существует сам по себе. Единственным творческим источником цвета являются солнце, которое своим светом покрывает все предметы, ежесекундно подавая их в новом цвете.
 
(Демонстрация картины Ван Гог «Подсолнухи» (1888)., «Подстриженные ивы на закате», К. Моне «Собор в Руане в солнечном свете», Камиль Писсаро «Бульвар Монмартр. Запад».)
«Я рисую то, что сейчас чувствую» Камиль Писсаро
Обратите внимание: Морис Дени «Солнечное пятно на террасе» (1890), и увидеть, что в живописи просматривается отсутствие четко заданной формы и стремление передать предмет отрывистыми штрихами, будто фиксируют каждое впечатление.
Культ «первого впечатления» чувствуется и в литературе. Импрессионисты в литературе считали, что истина открывается человеку лишь в единый миг (фиксация мгновенных впечатлений).
 
Определяющими чертами импрессионизма в литературе являются:
- отсутствие четкого событийного сюжета (наличие сюжета внутреннего)
- фрагментарность характеристик героев;
- внесюжетные элементы (портрет, пейзаж, интерьер) не несут никакой информации;
- главным является впечатление героя от природы, внешности других персонажей;
- контрастность;
- большое значение придается цвету, оттенкам, полутонам;
- описания становятся более эпизодическими, фрагментарными, большое значение в них имеют средства воспроизведения цветов, звуков, красок и тонов.
В поэзии этой эпохи при всей ее многокрасочности и разноголосице можно определить некоторые общие для писателей разных стран новации:
1) Шире вливается поток разговорной речи, он приближает поэзию к реальной жизни с ее трудностями, сложными проблемами, болезненными буднями.
2) Свободными становятся поэтические ритмы, поэты используют белый и свободный стих или верлибр. «Видеть, чувствовать, выражать - в этом все мое искусство», - отмечал один из братьев Гонкуров.
 
В литературе представителями импрессионизма являются Альфонс Доде, Ги де Мопассан, Поль Верлен, Стефан Цвейг, Михаил Коцюбинский, Николай Вороной.
 Импрессионизм оказался плодотворным и для музыки. Яркими представителями стали Морис Равель, Клод Дебюсси, Джакомо Пуччини, Рихард Штраус.
Именно в эту пору (конца XIX - начала ХХ в.) Между литературой, живописью и графикой устанавливаются особенно тесные связи. Например: натуралисты, символисты, импрессионисты в живописи близки к своим литературным братьям, взаимно влияют друг на друга.
 
Неоромантизм
Неороманти́зм — течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX—XX веков, возникшее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение литературных настроений первой половины XIX века в Европе (романтизм). Может пониматься как ранняя фаза или одно из течений модернизма.
 
Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нём самые обычные люди. Героизм поступков — это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе («Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона, «Капитан Сорви-Голова» Л. Буссенара).
 
На формирование неоромантизма оказала значительное влияние философия Ницше и Шопенгауэра, поэтому в центре неоромантического произведения часто стоит личность особой силы, в которой авторы подчёркивали одну яркую черту характера (например, Данко и Ларра из рассказа А. М. Горького «Старуха Изергиль», капитан Немо из романов Жюля Верна, Мартин Иден из одноимённого романа Джека Лондона).
 
Среди ярких представителей неоромантизма — такие писатели, как Джозеф Конрад, Этель Лилиан Войнич, Джек Лондон, Генри Райдер Хаггард, Майн Рид, Рафаэль Сабатини, Жюль Верн, Артур Конан Дойль, Генрик Ибсен, Сельма Лагерлеф, Кнут Гамсун, Редьярд Киплинг, Эйно Лейно, Эдмон Ростан, Роберт Стивенсон, Герман Гессе, Саломея Нерис; в России — ранний Максим Горький, Александр Куприн, Николай Гумилёв, Александр Грин, Владимир Набоков, в Украине - Леся Украинка (Лісова пісня).
 
К неоромантикам относят также некоторых значительных музыкантов XX в., например, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, Воана-Уильямса и др.; неоромантическими считаются некоторые сочинения П.Хиндемита; начиная с последней трети XX в. неоромантиками называли В.Рима, Дж. Адамса[1].
 
Словом «неоромантизм» характеризуют также творчество некоторых художников, например, Бёклина.
 
 
Особенности литературы в данный период:
- приобрели популярность малые эпические жанры (поэзия в прозе, этюд, эскиз, акварель, лирическая миниатюра)
- произведения носят исповедальный характер.
 
Учитель зарубежной литературы
Задания для работы:
Послушайте отрывки из произведений писателей-реалистов и писателей - импрессионистов, сопоставьте их и определите, какие из них относятся к импрессионизму.
Какими критериями вы пользовались?
1. «Сидя в павильоне у Верне, он видел, как по набережной прошла молодая дама невысокого роста блондинка, в берете, за ней бежал белый шпиц».
 А. Чехов «Дама с собачкой»
2. «Дориан Грей удивленно слушал, широко раскрыв глаза. Сиреневая ветка упала из его рук на гравий. Подлетела пушистая пчела, с гудением повертелась над веткой и двинулась в путь овальной звездной кистью крошечных цветочков. Он наблюдал ее с той странной заинтересованностью в обыденных вещах, которую мы пытаемся пробудить в себе, когда нас пугают мысли о чем-то важнее, или когда какая-то жуткая мысль неожиданно облегает мозг ».
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
3. «Не знаю, можете ли вы с моих слов представить себе лицо этого человека, который я, с разрешения академии, назвал «лунным ликом », так его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого облупилась позолота. Волосы у моего ростовщика были гладкие, аккуратно причесанные, с сединой пепельно-серого цвета. Черты лица, невозмутимого, как у Тайлерана, казались отлитыми в бронзе. Глазки, желтые, как у куницы, были почти без ресниц и боялись света ... »
О. де Бальзак "Гобсек"
 4. «Я становлюсь слишком чутким, мои глаза замечают то, чего раньше не видели. Я вижу даже себя, как я хожу из угла в угол между ненужными мне и будто не моей мебелью; вижу свое сердце, в котором нет никакого горя. Что ж, смерть - так смерть, жизнь - так жизнь »
М. Коцюбинский «Цвет яблони»
5. «Очень тупой в науках, он переходил в гимназии из класса в класс то просьбами, то протекциями, а единое, чему хорошо он научился во время университетских исследований, это была игра в бильярд. Зато когда пришло время  государственных экзаменов, он был вынужден впервые в жизни напрячь свой мозг ».
 И. Франко «Пути-дороги»
6. «Тогда я вдруг услышал тишину. Она наполняла всю пустоту, таилась в деревьях, залегла по глубоким голубым просторам. Было так тихо, что мне стыдно стало за звон собственного сердца. Бывает, после долгой поездки, особенно поездом, приезжаешь к месту назначения и кажется, что все вокруг молчит, хотя на самом деле звуки продолжают существовать, их немало».
К. Гамсун «Господин»
 
Обратная связь.
Учитель литературы:
 Мы сегодня познакомились на уроке с модернизмом как идейно-эстетической системой, совместив разные виды искусства, в которых модернизм развивал творческие темы. А сейчас предлагаю вам закрепить изученное  с помощью теста.
 
1. Декаденс - это:
а) определение кризисных тенденций в искусстве конца XIX века;
б) модернистское течение конца XIX в .. - нач .. ХХ века;
в) иррациональная философское течение конца XIX - нач. ХХ века.
2. Слова в поэзии символистов:
а) всегда имеют только одно значение;
б) имеют закрепленное значение в конкретном стихотворении;
в) всегда многозначны.
3. По А. Шопенгауэру, Мировая Воля является:
а) неумолимой злой силой, требующей от людей страданий;
б) высшей силой, управляющей людьми и всегда им помогающей;
в) воплощением доброты и красоты в мире.
4. Тезис «Все дозволено!» провозгласил:
а) Ж.Ж. Руссо;
в) В.Дильтей;
в) Ф. Ницше.
5. Направлениями (течениями) раннего модернизма являются:
а) символизм, импрессионизм, неоромантизм;
б) неоромантизм, импрессионизм, неореализм;
в) символизм, импрессионизм, экспрессионизм.
6. Определяют два этапа модернизма:
а) субъективный и объективный;
б) ранний и зрелый;
в) символистский и авангардистский.
7. Интуитивизм А. Бергсона основан на тезисе:
а) наличие интуиции как таковой в человеке уже есть момент творчества;
б) глубинную сущность мира можно постичь только с помощью интуиции;
в) интуиция является одним из проявлений интеллекта человека.
8. Понятие «импрессионизм» переводится как:
а) впечатление;
б) выражение;
в) переживания.
9. Внесюжетные элементы (пейзаж, портрет, интерьер и т.д.) в импрессионизме:
а) представляют новый ракурс рассмотрения проблемы; б) не несут информационной нагрузки;
в) несут информационную нагрузку.
10. В центре неоромантического произведения часто стоит 
а) личность особой силы,
б) слабый, униженный герой,
в) мистический персонаж.
 
Итог урока:
Учитель литературы:
1. Как можно трактовать понятия «модернизм»?
2. Как обновилась литература и искусство в данный период?
3. Назовите представителей символизма в искусстве и литературе.
4. Что вам наиболее импонирует в творчестве импрессионистов?
 
Домашнее задание:
- подберите 10 ключевых фраз, которые составят ваше впечатление от поэзии модернизма;
- по учебнику зарубежной литературы статья о модернизме,
- интересные факты о Бодлере и сборнике "Цветы зла".
Подобається