Олимпиада правовых знаний От прав ребенка – к правам человека

  «От прав ребенка – к правам человека»

Права человека являются основой человеческого существования и сосуществования. Каждое человеческое существо на земле и любая социальная общность должны обладать всей полнотой прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, без всякой дискриминации. Но этот принцип относится также и к выполнению людьми своих обязанностей перед обществом и друг перед другом. Они также являются всеобщими, универсальными ценностями. Человек обязан осуществлять свои права в корректной цивилизованной форме, не нанося ущерба обществу и государству, правам и свободам других граждан.

Для участия в КВН в школе  создаются команды из учащихся   10 классов. Каждый класс представляет команду из 4 человек (в том числе 1 капитан команды).  

Каждая команда для презентации готовит название, визитную карточку, эмблему. Время: до 3 минут.

Капитан каждой команды готовит выступление в парламенте «Суров Закон, но он – Закон».

Время: до 1 минуты.

Рассматриваемые вопросы разделены на блоки и имеют определенную тематику:

Первый блок включает представление команд и художественное творчество;

Второй блок посвящен важным и значимым датам по защите прав человека;

Вопросы третьего блока направлены на выявление знаний Конвенции о правах ребенка;

Четвертый и пятый блоки отражают знания Конституции Украины, уголовного и административного Кодекса Украины.

Актуальность и практическая значимость проводимого КВН правовых знаний «От прав ребенка – к правам человека» заключается в оказании помощи по формированию общественных норм поведения и активной позиции гражданина Украины, мотивации знаний правовых норм у подростков, склонных к противоправным действиям, а также по наполнению досуга учащихся организованными формами деятельности, усилению социально-педагогического контроля времяпрепровождения подростков.

Организация и проведение КВН  правовых знаний

Предлагается  примерный перечень заданий в двух вариантах.

Вариант 1

Блок 1.

Включает представление команд и художественное творчество.

1. Визитная карточка.

2. Стенгазета на тему: «От прав ребенка – к правам человека».

Примечание: Оценивается по 5-ти бальной системе.

Критерии оценки: оригинальность, организованность, креативность.

Блок 2.

Посвящен важным и значимым датам по защите прав человека.

1. Дата утверждения и провозглашения Всеобщей Декларации прав человека.

Ответ: 10 декабря 1948 года.

2. Всемирный день ребенка и международный день защиты детей празднуются:

Ответ: 20-го ноября - всемирный день ребенка; 1 июня - международный день защиты детей.

3. Укажите дату вступления в силу Конвенции о правах ребенка.

Ответ: 2 сентября 1990 года.

4. День независимости Украина .

Ответ: 24 августа.

5. День борьбы с табаком.

Ответ: 31 мая.

Примечание: За правильный ответ команда получает 1 балл,

неправильный – 0 балл.

Критерии оценки: правильность и развернутость.

Блок 3.

 Выявление знаний Конвенции о правах ребенка.

1. Расшифруйте слово, относящееся к вопросу правоведения и дайте ему научное толкование: ПОВАР.

Ответ: ПРАВО – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношений людей в обществе.

2. Раскройте смысл понятия «право на защиту детей от насилия». В каких статьях Конвенции о правах ребенка   закреплено это право?

Ответ: Конвенция – статья 19

Примечание: Каждое задание оценивается по 5-ти бальной системе.

Критерии оценки: правильность, полнота, развернутость, оригинальность.

Блок 4.

Выявление знаний Конституции Украины, уголовного и административного Кодекса Украины.

1. Перечислите экономические права, закрепленные в Конституции Украины.

(Ответ в статьях 41 – 44).

2. Перечислите обязанности граждан, закрепленные в Конституции Украины.

(Ответ в статьях 65 – 68).

3. «Вопрос – ответ».

3.1 вопрос. Подлежит ли наказанию нецензурная брань в общественных местах?

Ответ:   мелкое хулиганство, штраф   или административный арест.

3.2 вопрос. Подлежит ли наказанию курение табачных изделий в запрещенных местах?

Ответ:    штраф  

Примечание: Каждое задание оценивается по 5-ти бальной системе.

Критерии оценки: правильность, полнота.

Блок 5.

Выявление знаний уголовного и административного Кодекса Украины.

Твое поведение в нестандартной ситуации. Какие правонарушения или преступления совершили участники событий? Какую ответственность за них понесут?

Ситуация 1. Вы видите, как во дворе школы молодые люди избивают вашего одноклассника либо одноклассницу.

Ваши действия:

- вы ввязываетесь в драку, чтобы защитить своего одноклассника либо одноклассницу;

- делаете вид, что ничего не происходит, и идете на урок;

- вызываете по телефону скорую помощь;

- сообщаете классному руководителю либо другому работнику школы об увиденном вами;

- отправляетесь за помощью к старшим ученикам;

- свой вариант.

Ситуация 2. Ваш знакомый сверстник, у которого родители уехали за город на выходные дни, пригласил вас в малознакомую вам компанию сверстников к себе в гости на вечеринку. Вы просмотрели в гостях у приятеля интересный видеофильм, послушали музыку. Кто-то из компании предложил выпить спиртное, которое, к несчастью, оказалось у вашего приятеля дома, и покурить. Большинство членов компании, в том числе хозяин вечеринки, поддержали эту идею.

Ваши действия:

- вы решили присоединиться к большинству;

- вам не понравилась эта идея, и вы решили уйти;

- вы пообещали рассказать обо всем родителям вашего приятеля;

- вы решили сообщить об этом по телефону в милицию;

- вы попытаетесь отговорить от этой идеи компанию, зная заранее, что ваши убеждения будут безрезультатны;

- свой вариант.

Ситуация 3. Вы обнаружили, что в школе пропали какие-то ценные для вас вещи. Например, исчезла ваша новая куртка или вы точно знаете, что в вашем портфеле к началу занятий лежал мобильный телефон.

Ваши действия:

- вы самостоятельно проведете расследование;

- сообщите об этом в милицию;

- обратитесь за помощью к одноклассникам;

- расскажите директору школы;

- немедленно расскажете о случившемся классному руководителю;

- свой вариант.

Примечание: Каждая ситуация оценивается по 5-ти бальной системе.

Критерии оценки: правильность, развернутость, полнота.

Вариант 2

Блок 1.

Включает представление команд и художественное творчество.

1. Визитная карточка.

2. Стенгазета на тему: «От прав ребенка – к правам человека».

Примечание: Оценивается по 5-ти бальной системе.

Критерии оценки: оригинальность, организованность, креативность.

Блок 2.

Посвящен важным и значимым датам по защите прав человека.

1. В каком году была принята Конституция Украины.

Ответ: в 1996 году, (28 июня)

 2. Всемирный день борьбы со СПИДом.

Ответ: 1 декабря.

3. Когда отмечается День независимости Украины

Ответ: 24 августа

4. В каком году Украина стала независимым государством

Ответ:1991 году

5.Когда был проведен первый Всеукраинский референдум, подтвердивший акт о независимости Украины

Ответ: 1 декабря 1991 года

6. Укажите год принятия Декларации прав ребенка.

Ответ: 1959 год.

Примечание: За правильный ответ команда получает 1 балл, неправильный – 0 балл.

Критерии оценки: правильность и развернутость.

Блок 3.

Выявление знаний Конвенции о правах ребенка

1. Расшифруйте слово, относящееся к вопросу правоведения и дайте ему научное толкование: НИВА.

Ответ: ВИНА – необходимое условие для привлечения к какой-либо ответственности, выражающееся в умысле или неосторожности лица по отношению к совершенному им общественно опасному деянию.

2. Раскройте смысл понятия «право на правосудие несовершеннолетних». В каких статьях Конвенции о правах ребенка   закреплено это право?

Ответ: Конвенция – статьи 37 и 40

Примечание: Каждое задание оценивается по 5-ти бальной системе.

Критерии оценки: правильность, полнота, развернутость, оригинальность.

Блок 4.

Выявление знаний Конституции Украины, уголовного и административного Кодекса Украины.

1. Перечислите социальные права, закрепленные в Конституции  Украины.

(Ответ в статьях 45 – 52).

2. Перечислите обязанности граждан, закрепленные в Конституции  Украины.

(Ответ в статьях 65 – 68).

3. «Вопрос – ответ».

3.1 вопрос. Подлежит ли наказанию распитие спиртных напитков или появление в общественном месте в пьяном виде?

Ответ:   штраф   или административный арест.

3.2 вопрос. Вы решили «отложить» контрольную работу и позвонили в милицию, сообщив, что в здании школы заложена бомба. Какое наказание предусмотрено за заведомо ложный вызов?

Ответ:   штраф  и возмещение материального вреда

Примечание: Каждое задание оценивается по 5-ти бальной системе.

Критерии оценки: правильность, полнота.

Блок 5.

Выявление знаний уголовного и административного Кодекса   Украины.

Твое поведение в нестандартной ситуации. Какие правонарушения или преступления совершили участники событий? Какую ответственность за них понесут?

 

Ситуация 1. Возвращаясь домой, вы подверглись нападению со стороны неизвестных вам людей. Вас избили, но никаких серьезных повреждений вам не нанесли. С вас сняли часы, дорогую куртку, забрали деньги.

Ваши действия:

- придя в себя, попытаетесь выследить обидчиков;

- вы немедленно сообщите о случившемся по телефону в милицию или направитесь в ближайший опорный пункт милиции;

- вы ничего не предпринимаете, возвращаетесь домой и ничего никому не рассказываете;

- вы придете домой и расскажете о случившемся своим родственникам;

- вызовете по телефону скорую помощь;

- свой вариант.

Ситуация 2. Ваш одноклассник (одноклассница) подшутил над вами без злого умысла, но вам эта шутка показалась оскорбительной.

Ваши действия:

- ударить обидчика (обидчицу);

- попытаться отшутиться в том же духе;

- пригрозить обидчику отомстить за язвительность;

- рассказать об этом классному руководителю;

- свой вариант.

Ситуация 3. Вы остались дома, ваши родители уехали на выходные дни по делам, сказав, что делать в какой-либо ситуации.

Ваши действия:

- вы устроите дома вечеринку с лучшими друзьями;

- вы пригласите к себе в гости малознакомых вам сверстников, считая что вам будет веселее;

- пойдете прогуливаться по ночному городу или отправитесь в путешествие на время выходных дней;

- вы в точности выполняете ценные указания ваших родителей;

- свой вариант.

 

Примечание: Каждая ситуация оценивается по 5-ти бальной системе.

Критерии оценки: правильность, развернутость, полнота.

 

Набранные баллы каждой командой заносятся членами жюри в оценочные листы. Составляется протокол проведения школьного тура олимпиады. Команда, набравшая большее количество баллов, является победителем.

 

(использованы статьи и заметки опубликованные в периодической печати   интернета)

 

 

 

Нравится