Архитектурные сооружения.Классицизм. Классицизм на Украине


 Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

Классицизм на Украине

Классицизму довелось стать последним из «больших стилей» Европы - тех, что десятилетиями диктовали моду на континенте и за его пределами, определяли вкусы в королевских дворцах и в провинциальной глуши. Архитектура классицизма на территории Украины несет на себе явный отпечаток провинциальности. Утрата государственности и собственной элиты, превращение «Малороссии» в тихую сельскохозяйственную окраину привело к резкому сокращению здесь монументального строительства. В то время как в Санкт-Петербурге начала 19 в. работают лучшие зодчие мира - блистательные Кваренги, Росси, Монферан, в Украине по типовым проектам строятся скромные кирпичные церковки и усадьбы помещиков. И хотя сооружений этого времени сохранилось довольно много, ценными памятниками архитектуры являются лишь отдельные из них.

Впрочем, все основные этапы развития русского классицизма все же нашли свое отражение в архитектуре Украины. Первый этап, екатерининский, или ранний классицизм, послужил переходом от позднего барокко к собственно классицизму на закате эпохи Екатерины II (прав. 1762-1796 гг.) и в краткое правление Павла I (1796-1801 гг.). Второй этап - ампир, или александровский классицизм, пришелся на правление Александра I (прав. 1801-1825 гг.) и находился под мощным влиянием искусства наполеоновской Франции. Наконец, третий этап - «образцовый стиль», или николаевский классицизм, отразил стремление Николая I (прав. 1825-1855 гг.) к унификации всех областей общественной жизни, избавлению архитектуры от каких-либо излишеств.

Екатерининский классицизм

В последние десятилетия 18 в. вкусы высшего света определялись литературой сентиментализма и философией французских демократов - Вольтера, Руссо, Дидро. Таким вкусам отвечает и архитектура раннего классицизма, сочетающая строгий «демократический» лаконизм с сентиментальной камерностью и хрупкостью. В архитектурном облике зданий изобилуют «рудименты» барокко: овальные окна, шпили, угловые башенки. Излюбленным цветом становится белый: он символизирует чистоту помыслов и свободу от излишеств.

 

Старый корпус Императорского университета (г. Харьков), 1770-1777 гг.

 Этот элегантный особняк был сооружен в качестве официальной резиденции харьковского генерал-губернатора. В 1805 г. здание было передано основанному годом ранее Императорскому университету и на 150 лет стало его административным корпусом.

Здание университета выполнено в формах, переходных от екатерининского барокко к классицизму. Стилю барокко соответствует легкая раскреповка антаблементов, лепнина в виде гирлянд на аттиках и капителях, широкие полуциркульные окна фасада, декоративные ниши с вазами. Веяние классицизма угадывается в сдержанности декора, использовании руста и плоских пилястр. В целом, несмотря на «переходную» эстетику, здание имеет цельный, гармоничный облик и является одним из лучших образцов гражданской архитектуры раннего классицизма в Украине.

 

Дворцовый комплекс в Качановке (Черниговская обл.), кон. 18 - нач. 19 в.

Дворцовый комплекс в Качановке был создан в качестве официальной резиденции председателя Малороссийской коллегии и генерал-губернатора Малороссии графа П. О. Румянцева. По проекту московского архитектора К. Бланка украинский зодчий М. Мосцепанов возвел роскошный дворец (кон. 18 в.), Георгиевскую церковь (1828 г.), многочисленные флигели и служебные корпуса.

 

Екатерининский собор (г. Херсон), 1781 -1786 гг.

Один из самых необычных памятников раннего классицизма в Украине, Екатерининский собор был построен по поручению князя Г. А. Потемкина-Таврического архитектором И. Е. Старовым.

Здание имеет целый ряд уникальных особенностей. Оно было возведено из шлифованного бледно-желтого известняка и не покрывалось штукатуркой (большая редкость для эпохи классицизма). Вероятно, подбирая строительный материал, зодчие пытались достичь эффекта величественной старины, однако им это не вполне удалось.

 Потемкинский город

Херсон был основан в 1778 г. как столица отвоеванного Российской империей у Турции степного края на юге Украины. Область получила звучное имя Новороссия и была поручена заботам фаворита Екатерины II, активного участника завоевания этих земель Григория Потемкина.

Князь, ставший генерал-губернатором огромного края, решил построить небывалый город, аналог древнегреческого Херсонеса, превосходящий своим блеском европейские столицы. Талантливый организатор, вопреки слухам, вовсе не склонный к профанации, Потемкин развернул бурное строительство. Спустя несколько лет население Херсона вполне могло сравниться с киевским!

В конце 18 в. Херсон играл важную роль в развитии внутренних и внешних экономических связей России. Через его порт осуществлялась торговля со странами Европы. В городе развивалось судостроение, вырастали предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Были утверждены герб и флаг города. Во время путешествия по Югу императрицы Екатерины II херсонской крепостью были удивлены даже иностранцы.

Однако амбициозным планам вскоре пришел конец. В 1791 г., возвращаясь из военного похода, князь заболел и умер в возрасте 52 лет. Но границы Российской империи продолжали расширяться, и в результате Херсон постепенно утратил значение южных ворот державы: эту функцию взял на себя Севастополь.

 

 

Николаевская церковь (с. Ракитное, Харьковская обл.), 1805 г.

Церковь в с. Ракитное является ярким примером смелого архитектурного решения, свойственного раннему классицизму. В плане этот храм представляет собой ротонду, к которой с востока и запада примыкают небольшие четырехгранные ризалиты.  

Александровский классицизм

В начале 19 в. в эстетике классицизма произошел перелом, связанный с приходом к власти Наполеона Бонапарта. Франция стала империей, и демократичная строгость раннего классицизма уступила место имперскому величию. Стиль, созданный придворными мастерами Бонапарта, был назван ампир (от фр. «империя»), и его главной чертой стало наращивание декоративной составляющей архитектуры. Стены зданий покрывались древнеримскими рельефами: оружием, доспехами, ликторскими связками, гирляндами, сюжетными композициями. В Российской империи стиль также пришелся по вкусу, правда, в основном в столицах. В Украине же памятников «чистого» ампира практически не сохранилось. Однако даже самые скромные сооружения того времени испытали его влияние: их пропорции стали монументальнее, пластика - насыщеннее, декор - богаче.

             

Ансамбль Круглой площади ( г. Полтава), 1809-1813 гг.

Единственный в Украине ансамбль центральной городской площади в стиле ампир был построен по случаю столетней годовщины Полтавской битвы. Комплекс, первоначально названный Александровским плацем (в честь правящего императора), представляет собой круглую площадь, вокруг которой кольцом размещены общественные здания.

В центре плаца установлен Монумент Славы; он имеет вид колонны, украшенной коваными венками и увенчанной золоченым двуглавым орлом. Такие триумфальные колонны в то время строились по всей Европе: достаточно вспомнить Александрийский столп в Санкт-Петербурге, колонну Нельсона в Лондоне, Вандомскую колонну в Париже. Вокруг колонны выстроились двух-, трехэтажные здания в формах ампира: Губернские присутственные места (1810 г., арх. А. Захаров), Малороссийский почтамт (1809 г., арх. Е. Сколов), дом генерал-губернатора (1810 г., арх. А. Захаров), Дворянское собрание (1810, арх. М. Казаков) и др. Все постройки украшены лаконичными шестиколонными портиками.

 

Дворец Разумовского (г. Батурин, Черниговская обл.), 1799-1803 гг.

Этот монументальный дворец был построен для престарелого Кирилла Разумовского, который уже давно перестал быть гетманом и мирно коротал свою старость в опустевшей бывшей столице. Проект усадьбы выполнил всемирно известный шотландский архитектор Чарлз Камерон (1743-1812 гг.).

 

Рождественская церковь (г. Киев), 1809-1814 гг.

Один из прекрасных образцов небольшого храма александровской эпохи, Рождественская церковь была построена по проекту архитектора А. И. Меленского. Она имеет необычную планировку: основной объем храма представляет собой восьмигранник, к которому с восточной стороны прилегает полукруглая апсида, а с западной - стройная, прямоугольная в плане колокольня.

 Славу Рождественской церкви принес тот факт, что именно в ней 6 мая 1861 г. был отслужен заупокойный молебен над гробом Тараса Григорьевича Шевченко. После прощания киевлян с великим поэтом его тело было перевезено в Канев, где и было предано земле. В 1930 г. памятный храм был снесен; в настоящее время он восстановлен в первозданном виде.

 

Контрактовый дом (г. Киев), 1815-1817 гг.

Этот типичный образец гражданской архитектуры классицизма был построен по проекту архитектора В. Гесте для контрактовых ярмарок, проводившихся в Киеве с 1798 г. В нем заключались торговые сделки, давались концерты и представления.  

 

Колокольня Флоровского монастыря (г. Киев), 1821 г.

Эта скромная колокольня стала образцом для многочисленных подражаний и предтечей целого ряда более монументальных сооружений. В ее конструкции была воплощена крайне необычная для того времени идея многоярусности, не свойственная ранним памятникам классицизма.

Декор ярусов соответствует архитектурным канонам времен Александра I: первый ярус украшен рустом, второй - колоннами, а третий представляет собой гладкую ротонду с круглыми окнами, перекрытую полусферическим куполом со шпилем.

История колокольни довольно любопытна. Ее предшественница, построенная в 1740 г., полностью сгорела во время страшного пожара 1811 г. По сохранившимся свидетельствам современников этого события, огонь был настолько сильным, что от него плавились колокола.

В 1821 г., по проекту архитектора А. И. Меленского, на старом фундаменте была выстроена нынешняя звонница. Она пережила 1930-е, но сильно пострадала во время Второй мировой войны. В 1952-1954 гг. был произведен капитальный ремонт памятника.

 

Спасо-Преображенский собор (г. Одесса), 1796-1808 гг.

Спасо-Преображенский храм на Соборной площади в Одессе был возведен в формах ампира с некоторыми следами позднего барокко; архитектором храма считается инженер В. Вонрезант.  

Стройный и величественный, Преображенский собор был одним из лучших памятников раннего классицизма на территории Украины, обогащенных удачными достройками начала 20 в. К сожалению, в 1936 г. он был разобран по решению коммунистических властей города. В настоящее время памятник восстановлен.

Николаевский классицизм

В период правления Николая I (1825-1855 гг.) в России окончательно устанавливаются каноны зрелого классицизма («образцового стиля»). В облике зданий этого времени преобладает безупречная пропорциональность, сдержанный декор, лаконизм геометрических форм. От пышности ампира остается лишь рустовка и сандрики над окнами. Даже колонны - непременный атрибут классицизма - все чаще заменяются плоскими пилястрами. В архитектуре наступает период застоя. Возможности классицистических мотивов уже исчерпаны, а поиск новых форм и нестандартные решения не одобряются - в полицейском государстве Николая, где каждый служащий носит мундир, даже строительство храмов ведется по типовым проектам.

 

Спасо-Преображенский собор (г. Днепропетровск), 1835 г.

Днепропетровский кафедральный собор является образцом крупного городского храма николаевской эпохи; некогда подобные соборы возводились почти в каждом городе империи. Его первоначальный проект предложил в 1786 г. петербургский архитектор И. Е. Старов (1745-1808 гг.), строитель Александро-Невской лавры, однако строительство было завершено намного позже, по значительно измененному плану, разработанному великим русским зодчим А. Захаровым.

 

Колокольня Успенского собора (г. Харьков), 1821-1844 гг.

Успенская колокольня в Харькове является признанной вершиной классицистического зодчества на территории Украины. Спроектированная архитектором Е. А. Васильевым и завершенная А. А. Тоном, она соединила в себе практически все достижения русского классицизма - виртуозное владение ордерными элементами, ювелирную точность пропорций, тонкое умение минимальными художественными средствами придать зданию пластическую выразительность. Каждый из пяти ярусов колокольни, будучи построен отдельно, мог бы стать самостоятельным памятником архитектуры.

 Согласно популярной харьковской легенде, архитектор Е. А. Васильев мечтал, чтобы построенная им колокольня стала самой высокой в России. Однако, по канонам того времени, ни одна новая постройка не должна была превосходить звонницу «Иван Великий» в Москве (81 м). Власти отказались утвердить проект Васильева, и тогда зодчий пошел на хитрость: он представил свой проект с указанием высот каждого этажа, но без общей высоты, и заверил дворянское собрание, что его колокольня не превысит московскую. Так архитектору удалось осуществить свою мечту: Успенская колокольня вместе с крестом достигла высоты 93 м и стала самой высокой в империи, превзойдя не только «Ивана Великого», но и шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (72 м), и звонницу Троице-Сергиевой лавры (88 м).

В этой романтической истории есть целый ряд нюансов. Во-первых, харьковская колокольня превосходит своей высотой лишь городские (приходские) аналоги: монастырская звонница Киево-Печерской лавры несколько выше ее (96,5 м). Превзошли колокольню и купола монументальных соборов - Исаакиевского в Санкт-Петербурге (101 м) и Христа Спасителя в Москве (105 м). Кроме того, сохранившийся первоначальный проект Е. А. Васильева на самом деле лишен всяких «хитростей» и предполагает высоту около 75 м. Нынешней же высоты колокольня достигла в результате работы завершавшего ее архитектора А. А. Тона. Именно ему и принадлежит слава создателя самой высокой городской звонницы Украины.

 

Церковь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» (с. Насыпное, Крым), 1830 г.

Этот храм является прекрасным примером установившегося в 1830-1840-е гг. эталона маленьких однокупольных храмов, возводившихся в провинциях империи в огромных количествах. Несмотря на скромные размеры и небогатое оформление, такие церкви обычно производят благоприятное впечатление - в первую очередь потому, что строились они по типовым проектам, разработанным столичными мастерами.

Церковь в с. Насыпное была возведена на средства генерал-майора Захария Бекарюкова.  

 

Николаевская церковь (г. Люботин), 1843 г.

Идея единства природы и архитектуры достигла в эпоху классицизма наивысшего расцвета: даже самые скромные сооружения в этот период старательно вписывали в окружающий пейзаж. Не является исключением и люботинская церковь Св. Николая, построенная на высоком берегу реки. Ее силуэт отражается в водной глади, а шпиль устремляется в небо, удачно дополняя панораму извилистых холмов.

 

Усадьба Галаганов (с. Сокиринцы, Черниговская обл.), 1824-1831 гг.

Казацкий полковник Игнатий Галаган получил графский титул и земли в Черниговской губернии в 1717 г., после того как русские войска под его руководством сожгли Запорожскую Сечь.

Село Сокиринцы стало резиденцией новоявленного графского семейства. В 1823-1829 гг. здесь по проекту архитектора Г. Дубовицкого был построен дворец - прекрасный памятник русского классицизма.

В 1829 г. вокруг дворца, в соответствии с модой того времени, был заложен роскошный английский парк площадью 427 га.

 

(использованы статьи и заметки  из интернета)

 .

Нравится