Доклад по курсовой работе. Необходимость эколого-ориентированного обучения

Доклад по курсовой работе. Необходимость эколого-ориентированного обучения


 

В начале третьего тысячелетия человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой – «эпоху, когда людям, чтобы выжить, приходиться начинать думать по-иному, чем до сих пор» (Моисеев Н. Н.).

На смену прежней установки возникла необходимость принципиально нового подхода. Естественное следствие этого подхода – понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой.

Одним из показателей, характеризующих экологическую ситуацию в государстве, является уровень экологического образования и воспитания. Главная роль здесь принадлежит школе и вузам.

Традиционно в школах изучению взаимоотношений «человек – природа», экологических проблем мира и своего региона уделяется внимание на уроках географии, биологии, природоведения. В отдельных школах введены учебные предметы или факультативные занятия по экологии.

Экологическое воспитание является важным и необходимым элементом в формировании отношения человека к окружающей природе, миру, к человеку и обществу в целом. Оно должно решать проблемы нравственности, этики и эстетики, обращаясь к рассудку, чувствам и впечатлениям человека.

Нельзя воспитать доброе и бережное отношение детей к материальным и духовным памятникам народа без воспитания бережного отношения к природе, так как культура народа всегда неразрывно связана с природой родного края.

Школа играет важную роль в экологическом воспитании, особенно если оно осуществляется вместе с родителями.

Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых – началу семидесятых годов XX столетия, когда она переживала целый ряд серьёзных преобразований, в частности введение в учебный план нового предмета «Природоведение». Прежде оно входило составной частью в курс родного языка. Теперь этот предмет входит в интегрированный курс «Я и Украина». Анализ учебных программ для общеобразовательных школ на протяжении 1985- 2005 г. показал, что количество учебных часов отведенных на изучение природоведения  существенно уменьшено. Для сравнения: в 1985 году по программам выделялось 1 час в неделю во II классе и 2 часа в неделю - в III, с 2001 - в III и IV классах один час в неделю.

Основная цель курса «Природоведение» – дать детям первые сведения о предметах и явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, о том, как зависит от природы труд людей и как он сам влияет на неё; воспитать любовь к родной природе, стремление беречь её.

Важно, что, изучая курс природоведения, дети начинают использовать методы, свойственные любой естественной науке: они наблюдают, ставят опыты, проводят практические работы. Так что этот курс имеет широкое значение и как первый подход к естественнонаучному знанию и его методам.

Как же организовать природоохранную работу по экологическому воспитанию детей?

Прежде всего необходимо, чтобы воспитатели были достаточно компетентны в области педагогики и психологии, владели краеведческим материалом, знали особенности местной природы.

Занятия в помещении, в школьных условиях могут быть самыми разнообразными. Это и чтение рассказов, беседы; рисование и наблюдение за растениями и животными под руководством учителя и др.

Эффективна такая форма работы, как знакомство детей с экологическими сказками, так как наиболее полно можно использовать средства эмоционального воздействия на психику ребёнка, прививая любовь к природе и бережное отношение к ней.

Большое значение имеют прогулки с учителем в лесу, по берегу водоёмов…

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности, под которым понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Особую роль в этом процессе занимают детские годы и, в особенности, младший школьный возраст.

Современные тенденции развития экологического образования показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры школьников представляет модель, при которой учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели, координирующую роль возьмёт на себя один из альтернативных интегрированных курсов экологической направленности, в содержании которых в органичной связи представлены естественнонаучные и социальные компоненты содержания.

Тенденции развития содержания экологического образования: максимальный учёт возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опора на идеи комплексной экологии.

Пересмотр и обновление содержания образования в начальной школе не могли не затронуть педагогических технологий экологического образования, отвечающих на вопросы: как учить? как воспитывать нравственные эстетические отношения к окружающей среде?

Преподавание экологии в младших классах обладает рядом специфических особенностей и самой значительной из них является то что «сухое», научное знание должно быть положено на неподготовленную почву. В этой связи для эффективного преподавания экологии в младших классах возникает задача: каким образом преодолеть этот диссонанс между неподготовленностью учеников к восприятию материала и сложностью самого материала.

В начале XVIII века Дж. Локк выдвинул идею, что современному обществу требуются в первую очередь люди, способные адаптироваться в новых, непредвиденных ситуациях, умеющие решать неожиданно возникшие проблемы. Эта идея получила распространение во многих странах мира и стала общечеловеческим достоянием.

Издавна бытующие в народе экологические ценности формируют строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Народная педагогика располагает огромным количеством экологического материала, не исчерпавшего своих воспитательных возможностей.

Таким образом, использование позитивных народных традиций окажет неоценимую помощь в экологическом образовании и воспитании младших школьников.

Эффективное обучение может проходить только тогда, когда у обучающихся сформирована высокая мотивация к обучению. Есть несколько путей такой мотивации в учебном процессе. Основным способом формирования у младших школьников мотивации к изучению экологии является проблематизация. Суть приёма проблематизации состоит в том, что ученик для решения проблемы должен сам сформулировать задачу и найти её решение. Использование проблематизации приводит к значительному повышению эффективности овладения материалом. Но кроме того, каждое решение проблемы сопровождается положительными эмоциями, и это означает, что у детей формируется положительная мотивация к овладению экологическими знаниями.

Ещё одним эффективным способом формирования мотивации является игра. Об игре как средстве воспитания писали многие отечественные педагоги: Ушинский К. Д., Макаренко А. С., Сухомлинский В. А. и др. Игра – не развлечение и забава, а одно из серьёзных средств педагогического воздействия на детей. Ушинский отмечал, что в игре формируются все стороны души человека: его ум, его сердце, его воля.

В учебном процессе игру можно применить практически на каждом этапе урока – при проведении урока и закреплении материала, как домашнее задание (например, кроссворд) или же как вариант проведения обобщающего урока. Однако эффективность использования игры на уроке достигается лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения.

Игра также может с успехом использоваться во внеурочной работе со школьниками и рассматриваться как форма, средство и метод экологического воспитания.

Роль игры в экологическом воспитании определяется тем, что она способствует расширению знаний ребёнка о природе, формированию нравственных представлений; развивает у детей способность предсказывать следствие по причине; создаёт опыт упражнения в нравственном поведении.

Всеобщее экологическое образование должно способствовать формированию социума, который бы понимал необходимость вписывания жизнедеятельности человека в стабильные природные циклы.

           В системе экологического образования и воспитания просматриваются два уровня:

1) стратегический, направленный на убеждение людей в необходимости смены стиля жизни и жизненных приоритетов, на развитие понимания того, что переход к новым цивилизованным основам зависит не только от правительств, но и от каждого отдельного человека;

 2) тактический, связанный с конкретным образованием в области бытовой культуры, ресурсо- и энергосбережения, использования возобновимых источников энергии и т. д.

Задача педагогов на современном этапе – воспитать нового человека, способного соизмерять свои потребности с возможностями природы, способного отказаться от излишеств и культа вещей.

Необходимо выбрать путь развития, ориентирующийся на своеобразие региональных особенностей: природо-ресурсных, исторических, геополитических, культурных, этносоциальных и т. д.

 

(Если спросят: Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, структуре и функционировании этих систем.

Для обучения природоведению разработаны такие программы: 1 – 2 классы – а) Бибик Н., Коваль Н. «Я и Украина. Окружающий мир. 1-2классы», б) Ильченко В., Гуз К. «Я и Украина», в) Арцишевский Р. и др. «Я и Украина»; 3 – 4 классы – а) Байбара Т. «Я и Украина. Природоведение», б) Бибик Н. «Гражданское образование», в) «Я і довкілля», г) Арцишевский Р. “Я и Украина”.  На основе этих программ разработаны такие учебники: в первом классе по учебнику «Окошечко», авторы Бибик Н., Коваль Н., предмет «Я и Украина», один час в неделю; во втором классе – учебник «Я и Украина», авторы – Бибик, Коваль, предмет – «Я и Украина», один час в неделю; в третьем и четвёртом классах – учебник «Я и Украина», авторы Бибик, Коваль, два часа в неделю – предметы «Природоведение» и «Гражданская оборона»).

Like it